E- mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.              

 

ЗАГРУБСКИЙ  СЕРГЕЙ  АЛЕКСЕЕВИЧ,

Кандидат философских наук, доцент

специалист по образованию взрослых

 

ПРОГРАММА  ПРЕДЛАГАЕМОГО  КУРСА

 

Человек постоянно сталкивается с необходимостью формулировать личное мнение по самому широкому спектру вопросов. Это не просто даже само по себе, но еще более трудная  задача встает перед ним, когда это свое мнение ему приходится или выбирать, или тем более защищать в обстановке противопоставления многих мнений по тому же самому вопросу.

Практика показывает, что даже «разговорники»-профессионалы: учителя, юристы, ведущие телепрограмм постоянно сталкиваются с тем пробелом в собственной подготовке, который сами они характеризуют следующим образом : нас не учили спорить, нас не приучали думать самостоятельно… и тому подобное.

Предлагаемый учебный курс ориентирован именно на развитие и совершенствование в слушателях навыков размышления и говорения, на развитие в них способности:

- воспринимать явления социальной жизни во всей их полноте, ощущая и учитывая роль и место в них отдельных областей культуры, а также отдельных, часто прямо противоречивых стремлений людей,

- легко и ненавязчиво вступать в коммуникацию с готовностью понять собеседника и оказаться ему полезным в его размышлениях,

- действовать совместно с другими людьми, умея понять и согласовать многие их личные мнения и стремления даже в случае их явных различий.

 

Курс включает в себя лекционные и практические занятия по следующей программе :

 

ЛЕКЦИИ

Лекции проводятся в диалоговом режиме в первую очередь потому, что простое «слушание», обычное для студентов, скорее тормозит  их собственный процесс размышления, - а мы претендуем именно его развивать, для чего уже в ходе лекций – направлять. В ходе лекций студенты должны добиваться в первую очередь именно понимания социальной реальности, а не «запоминания» слов лектора. Вопросы слушателей – всегда на первом месте именно по той же причине. Вопросы я даже обязываю задавать для «раскручивания» в слушателях понимания, что они собрались искать ответы на собственные проблемы, а не «слушать учителя».

1) создание мировоззренческой концепции – именно и обязательно совместно со слушателями (концепция авторская, отражена в указанных публикациях) – 4 часа.

Здесь предполагается формулировка утверждений, обязательно объективных и совершенно непротиворечивых, принципиально обусловливающих все и любые социальные явления, то есть  вскрывающих «тайну человеческой истории».

2)мировоззрение – его роль и место в интеллектуальной жизни индивида – 2 часа.

Слушателям будет предложено сравнительное рассмотрение различающихся мировоззренческих подходов к решению социальных проблем На основе концепции становится ясным как множество возможных подходов, так и суть их различий, - что даст слушателям понимание в том числе и обусловленности смены социальных состояний.

3) проблемные вопросы современной социальной действительности – 6 часов

Здесь конечно на первом месте – непротиворечивое и емкое выяснение такого феномена, как «наше время». Вслед за тем – сущность проблем современной семьи, молодежи, религии , политики, проблем глобализации и «анти», экстремизма и терроризма, причин национальных единений и разъединений и т.д. Плюс рассмотрение тем, которые покажутся существенными самим слушателям.

4) практические методические рекомендации по ведению бесед и споров и достижению победы в них даже в тех случаях, если тема беседы нова или неясна.- 4 часа.

Здесь простой перебор 20-ти конкретных рекомендаций с указанием условий их применимости. Конечно, с привлечением слушателей к попытке возразить, «победить» преподавателя.

Лекционная часть – 16 часов

Если вернуться к аналогиям с КАРАТЕ, то лекционная часть представляет собою общеинтеллектуальную (в карате – общефизическую) подготовку.

 

ПРАКТИКУМЫ

 

Здесь уже именно интеллектуальное КАРАТЕ, то есть работа с конкретным соперником при обязательном стремлении победить его, кто бы он ни был –

Маркс, Ницше, Достоевский, Булгаков, Фрейд…кто угодно.

 

1)Занятия со слушателями по конкретным материалам или высказываниям, в которых нашли отражение  размышления, сомнения и споры мыслителей разных (любых) народов и времен – 6 часов или более – по обстановке и по отношению или заказу слушателей.

Для рассмотрения предлагаются литературные произведения, художественные и публицистические, привлекшие к себе наибольшее внимание общественности (или по выбору и заказу самих слушателей), а также любые вообще утверждения или высказывания, почерпнутые слушателями в личных беседах, с телеэкрана, придуманных здесь же  и т.п.

2) Работа с мнениями самих слушателей – 4 часа.

Будут проводиться практические  тренировки, «сражения», направленные на защиту своих мнений друг перед другом, перекрестное выявление противоречий в позициях.

3) Ролевая игра – 4 часа.

Слушатели должны будут защищать не свое, чужое мнение, с которым в принципе не согласны. Это очень важно – для укрепления в слушателях способности понимать «других»,что безусловно повысит  их коммуникативную и «победительную» способность.

Практическая часть – 14 часов. Весь курс – 30 часов.

 

Общее замечание в заключение : количество часов, указанное в каждом пункте, условно. Оно зависит и от количества слушателей, и от их включенности, активности. Количество  слушателей воздействует на количество часов потому, что на подобных занятиях, как и в спортивном зале, каждый должен иметь возможность там – двигаться, здесь – говорить. Если люди соберутся только для записи слов преподавателя – часы везде можно сократить вдвое. Правда, при этом занятия перестанут быть «карате». Спортивный зал вообще не допускает пассивного присутствия участников, а лекционный, к сожалению, допускает. Поэтому, в частности, само название «карате» мне представляется полезным именно для активизации уровня личного присутствия каждого слушателя вне зависимости от того, активны ли его соседи.

 

С уважением и надеждой на сотрудничество – Загрубский Сергей Алексеевич