УДК374.7    

 

Pavlova O.V.MODERN TECHNOLOGY TRAINING ADULT CONTINUING EDUCATION SYSTEM.The author shows how to create a global basis informal educational environment possible introduction of new technologies adult education, allowing the game through informal learning quickly and successfully adapt to social change, as well as moral and intellectual development, thereby forming a subjective self-esteem.

Keywordscontinuous education, informal education, global informal learning environments, technology of adult learning, simulation game,discursive and evaluative approach, ethical assessment.

 

Павлова Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент,

г. Санкт-Петербург,

E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ  ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Автор статьи показывает, как на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно внедрение новых современных технологий обучения взрослых, позволяющих посредством игрового информального образования быстрее и успешнее адаптироваться к происходящим социальным изменениям, а также нравственно и интеллектуально развиваться, тем самым формируя субъективную самооценку.

Ключевые слова: непрерывное образование, информальное образование, глобальная информальная образовательная среда, технологии обучения взрослых, имитационная игра, дискурсивно-оценочный подход, этическая оценка.

Экономические преобразования, происходящиев современном информационном обществе, вынуждают человека постоянно обновлять свои знания, чтобы оставаться мобильным, коммуникабельным, востребованным
и компетентным специалистом, способным самостоятельно принимать решения, непрерывно реализовывая себя в профессиональной деятельности. Традиционное, исторически сложившиеся обучение уходит на второй план, а все большее значение приобретает «лоскутовое» обучение, обучение модулями, блоками, которое постоянно и постепенно строится в течение всей жизни. Поэтому непрерывность образования становится необходимым условием в жизни каждого современного человека. В связи с изменениями содержания и характера труда необходимо постоянно обновлять раннее полученную взрослыми подготовку в любой из сфер, будь то наука, культура или техника, совершенствовать свои умения и навыки, чтобы «шагать в ногу» со временем.

Растущие информационные потоки и высокотехнологические производства требуют разноплановых специалистов, способных к быстрой адаптации к новым квалификациям, с широкими коммуникативными навыками, чтобы переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому только непрерывное образование может стать инструментом для достижения соответствия между требованиями рабочего места и квалифицированными характеристиками. Однако, в силу повседневной занятости, взрослый человек не всегда способен найти время для повышения своей квалификации. Решением проблемы объединения требований рынка к постоянному обновлению знаний и личной потребности человека является постоянное изменение своей компетенции (углубление или расширение).

Японский ученый К. Исикава провел в области качества производства исследование способов улучшения рабочей жизни, которые можно применить и к процессу обучения через всю жизнь. По его теории существует два варианта обучения: 1. Определенный уровень достигается путем обучения время от времени, но большими «скачками»; 2. Определенный уровень достигается при помощи постоянного (непрерывного) обучения, небольшими «шагами». Исследование ученого показало, что во втором случае затрачивается приблизительно столько же времени, а результативность намного выше, чем в первом случае. Следовательно, только непрерывное образование способно удовлетворить запросы не только личности, но и  современного общества.

Непрерывность образования в большинстве своем трактуется формально, как непрерывная учебная деятельность после получения базового образования. В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учёбы, т. е. в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности
и выбора увлечений[1].  В терминологическом словаре «Непрерывное образование взрослых» [2]собрано около десятка определений этой категории, данных разными учеными. Обобщая их, под непрерывностью образования взрослых мы понимаем стадийный и целостный пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Следует отметить, что обучение в зрелом возрасте имеет свою специфику, состоящую, прежде всего, в индивидуальных особенностях и способностях человека, в его личностном отношении к другому человеку, к способам и методам обучения, наконец, к окружающей среде. Изучением особенностей технологий обучения взрослых, андрагогическими принципами и моделями управления качеством обучения взрослых, выявлением профессионального опыта, а также разработкой различных концепций обучения взрослых, моделями обучения, отражающими этапы освоения опыта, занимались ряд ученых (А.И. Жилина, С.И. Змеев, А.М. Митина,
А.Е. Марон, В.И. Подобед, Е.П. Тонконогая, Д. Колб, Б. Барнет, Д. Джарвис и др.). Известно, что взрослые обучаются гораздо быстрее  и лучше, нежели молодые люди, т.к. знают, чего хотят, и где пригодятся полученные знания. Позиция взрослых в сфере образования – достаточно психологически сложный феномен, отражающий их оценочную реакцию на многообразие жизненных проблем, с которыми они сталкиваются, а также структуру их индивидуальных особенностей, возрастные и гендерные факторы. По мнению Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, мотивация взрослого человека неоднородна, но может быть сведена к трем основным: утилитарная мотивация (порождается социально-профессиональной практикой человека), мотивация престижа (человек получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей) и мотивация, при которой знания превращаются в самоцель [3].

Мировой экономический кризис усилил социальную изоляцию взрослых, увеличил разрыв социальных связей между ними и молодыми людьми, что привело к неравенству доступа к информации и другим ресурсам. Данное обстоятельство усугубило социальные, экономические и личностно-психологические проблемы людей преклонного возраста. Психологические особенности взрослых требуют и специфических технологий обучения. Под технологией обучения взрослых мы понимаем систему научно обоснованных действий обучающихся взрослых, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения [4]. Специфика технологии обучения взрослых, в нашем представлении, прежде всего, определяется особенностями той образовательной парадигмы, в контексте которой обучение осуществляется. Основой каждой технологии является работа, в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса [5]. Технология обучения взрослых должна основываться на основополагающих, методологических принципах гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования и учитывать принципы андрагогического подхода. О технологии обучения взрослых можно говорить только тогда, когда она обладает концептуальностью, системностью, эффективностью, воспроизводимостью и, конечно же, воспитательным эффектом. На сегодняшний день нет четкой  классификации технологий обучения взрослых, однако сделаем попытку выделить две градации:

 

Традиционные технологии:

1. Образовательные технологии;

2.Технологии эффективного взаимодействия;

3.Технологии сопровождения;

4.Технологии управления образованием взрослых;

5.Технологии поддержки людей третьего возраста.

 

Инновационные технологии:

 

1.Социальные технологии;

2. Сетевые технологии (компьютерные);

3. Модерационные технологии;

4.Контекстные технологии.

 

В настоящее время именно инновационные технологии, а в частности компьютерные являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Их внедрение в образование существенно ускоряет не только передачу нового знания от одного человека к другому, не только передачу накопленного опыта одного поколения другому, но и позволяет взрослому успешно адаптироваться к социальным изменениям, происходящим в обществе. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать
не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его
качество» [6]. Сетевые технологии за счет погружения человека в новую интеллектуальную среду обеспечивают формирование качественно новых результатов образования, отвечающего требованиям современного общества, и способствуют процессу реформирования традиционной системы образования.

На сегодняшний день перспективным направлением в системе современных образовательных инноваций является рассмотрение проблемы исследования образовательного процесса в информальном образовании(под информальным образованием мы понимаем процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды [7]; это условие социальной адаптации обучающихся, процесс формирования активной жизненной позиции, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, его творческого поиска, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств [8], а также информальное образование рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную трансляцию норм, ценностей, идей и развития человеческой индивидуальности, интегративная система безопасности взрослого человека в современном изменяющемся социуме [9]) в контексте моделирования сетевых технологий, где  присутствует не только обучение, но и воспитание.

Разработать такие сетевые технологии с воспитательным блоком возможно на основе создания информационно-коммуникационной предметной среды, которая бы обеспечила свободный доступ всех категорий населения к сети Интернет для повышения их культурно-образовательного уровня. В данном процессе важна не сетевая технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Для этого планируется создать в сети Интернет глобальную информальную образовательную среду, которая будет служить прогностической моделью образовательного пространства. Глобальная информальная образовательная среда (ГЛОН) – это новая образовательная модель, актуальная в период кризиса мировоззрения и нравственности. Она позволяет системно управлять информальным образованием и может функционировать в любой социально-политической системе, лишь улучшая ее свойства. Это новый подход в образовании, как ответ, появившийся на реальный запрос жизни. Она использует новые возможности синергетического взаимодействия социальных и IT-технологий, что кардинально меняет подход к информальному образованию. В глобальной информальной образовательной среде полностью реализуется положение о том, что образование – есть социальная функция [10]. Причем необходимо отметить, что данная культурно-образовательная среда не ориентирована на использование в конкретном учебном процессе, а будет представлять собой общедоступную информационную среду, где можно будет найти достаточно исчерпывающую информацию о любых аспектах жизнедеятельности человечества. Эта среда ориентирована на все слои населения
с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня. Такая среда, опираясь на элементы педагогики, общечеловеческой и духовной культуры, должна быть ориентирована на содействие становления личности как один из факторов информального образования. Именно такая среда сможет объединить людей, включить их в активную деятельность.

Используя формы информального образования, например имитационные формы обучения с использованием компьютерных игр, возможно более быстрое и успешное освоение взрослыми теоретического материала. Такой симуляционный подход подразумевает такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом. Игра является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием. Темой игр для взрослых может быть буквально любая деятельность человека. Важно помнить, что игра имеет не только гедонистическую функцию. Основная функция игры (достаточно вспомнить любую народную игру) заключается в воспитании. Воспитательные возможности игры: легче усваивается новый материал, и закрепляются практические навыки и умения; участники игры испытывают радость общения; накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственный запас личности; воспитывается уважительное отношение к другому, бескорыстность, контактность; развивается воображение и фантазия, логика и интуиция; воспитывается решительность. С помощью адаптированных компьютерных игр в увлекательной интерактивной форме есть возможность получать и применять теоретические знания в процессе решения поставленных игрой задач и ситуаций, тем самым формировать у человека практические (виртуальные) навыки.

Имитационная игра в сетевом информальном образовании [7] включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, т.е. глобальной информационной образовательной среды, в которой создается особая ситуация и четко формулируются задачи, вырабатываются определенные правила, распределяются роли и организовано взаимодействие при их выполнении, поддерживается интерес и мотивация к участию, импровизация и творчество, где субъект готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения [11]. Имитационную игру С.Ф. Занько определяет как игровой процесс, в порождении которого принимает участиевещь, игрушка, модель реальной системы. При имитационной игре ставятся эксперименты на этой модели, «с целью либо понять поведение системы, либо оценить... различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы» [12].

Такой подход в информальном образовании предполагает:

·  Создание модели реальной ситуации в глобальной информальной образовательной среде.

· Определение собственной позиции, которая воссоздаёт в глобальной информальной образовательной среде различные аспекты моделируемой конфликтной или кризисной ситуации.

·  Организацию активной  деятельности  субъекта по освоению своей позиции.

·  Осуществление субъектом рефлексии своей деятельности.

·  Осуществление субъектом оценки деятельности другого субъекта.

В своей работе мы предлагаем новую концепцию развивающих, деловых виртуальных игр для взрослых, корректирующих поведение человека. Цель игры – в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам этой игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры». Ведь нравственность есть не что иное, как особый настрой мышления
и поведения социального субъекта, позволяющего не наносить вред ни себе, ни окружающим, ни среде обитания, т.е. гармония духовных и материальных усмотрений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение «вне игры», то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность – бескультурье и варварство [13].Такая игра – один из методов решения конкретных вопросов. Она направлена на реализацию свободной активности людей. Предлагаемая игра – не какая-то другая реальность, это часть нашего обыденного опыта. И, соответственно, игровой опыт – это наш жизненный опыт. Именно поэтому она и может стать местом личностного роста. Основная цель нашей игры – это отработкамежкультурного конфликта и как результат – придание человеку качества субъекта, т.е. создание «нового» человека, формирование субъективной самооценки. Мы планируем отработать варианты не силового решения конфликтов и ставим перед собой цель построить такую «клетку», чтобы игра развивалась, чтобы в процессе игры могла меняться сама структура, сама «клетка», чтобы была возможность что-то к ней достраивать, что и обеспечит ее развитие. Мы предлагаем пользователю сети получить возможность в режиме реального времени не только влиять на социальные процессы, оценивая социальные действия окружающих, но и иметь возможность видеть результаты своего влияния. Каждый социальный субъект в процессе своей жизнедеятельности совершает социальные действия, т.е. проявляет активность, генерирует, порождает новые признаки, изменяемые в ходе участия субъекта в социальных процессах. Эти социальные действия выступают объектами оценки других субъектов. Принятие такого рода решений (оценивание) требует аналитического мышления и делает эту игру одновременно мощным воспитывающим и обучающим средством. Любой субъект может создать запрос на этическую оценку (под этической оценкой мы понимаем определение уровня нравственности социального субъекта) социального действия того или иного субъекта с позиции нанесения или не нанесения вреда окружающим субъектам и среде. В процессе такой игры взрослые приобретают уникальные возможности, которые необходимы каждому: принятие решений, самостоятельное добывание необходимой информации для решения возникающих проблем, моделирование ситуаций, правильная интерпретация индикаторов.На основе заложенной программы моделирования компьютер сообщает, как влияют принимаемые решения на ту или иную ситуацию. В такой игре человек познает жизнь, самого себя, других людей, развивается нравственно и интеллектуально. Игра необычайно плодотворно развивает психические свойства личности. В игре субъект переосмысливает мир, приводит его в соответствие со своими идеалами. Такая игра становится фактором социального развития личности [12].

Поскольку (по мнению профессора А.Е. Марона) одним из признаков андрагогической практики является социальная значимость, то на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно также внедрение социальных технологий, являющихся сферой управления социальными отношениями между людьми. Это наиболее сложная функция практик, предполагающая включение обучающегося в реальный социальный контекст, является востребованным и социально значимым результатом деятельности, подразумевает адаптацию взрослого к существующим социальным условиям либо дает возможность реабилитации [14]. А так как социальные отношения регулируются культурой, включающую в себя религиозные, философские и правовые системы, то ядром всех этих систем будет являться этическая система. Благодаря социальным технологиям можно будет решать ряд вопросов, касающихся административного и уголовного законодательств, эффективность правоприменения которых в настоящее время недостаточна. За проявление бестактного поведения в обществе, наносящего тем самым оскорбление другим, грубость, волокиту субъект часто не подлежит административному и уголовному преследованию. В такой ситуации необходимы технологии создания и внедрения нравственных кодексов, позволяющих эффективно воздействовать на субъект и негативно влиять на его репутацию. Благодаря шкалам оценки вреда [15] субъект получает заведомо негативную оценку со стороны оценивающего гражданина. Таким образом, реализуется дискурсивно-оценочный подход профессора В.В. Чигирева, включающий принципы: дискурса, оценивания, визуализации, авторский принцип, принцип комментария, измерения и открытости, позволяющий судить о нравственном поведении субъекта.

Такие новые сетевые социальные технологии будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации, посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики). Ориентация на сетевые образовательные технологии (игровое информальное образование всех категорий граждан), а также на социальные технологии позволит решить ряд задач: активизировать взрослое население, использовать их знания и практический опыт, а главное обучить их участию в предметно-ориентированных дискурсах по массовому, нравственному оцениванию социальных действий и решений.

 

Библиографический список:

 

1.Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. – Воронеж, 1995. – 93 с.

2. Непрерывное образование взрослых.Терминологический словарь./ Под общ. ред. О.В. Павловой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ИНОВ, 2015. – 436 с.

3. Мотивация познавательной деятельности / Под ред.
Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. – Л.: НИИ ООВ, 1972. – С.63-67.

4.Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей редакцией О.В. Агаповой,
С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. – СПб.: КАРО, 2008.-176с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

7. Павлова О.В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации/ О.В. Павлова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Научно-теоретический журнал № 1 (65) январь-март 2015 г., С. 156-161

8. Павлова О.В. Информальное образование как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп /
О.В. Павлова // Вестник Орловского государственного университета. Федеральный научно-практический журнал. – 2015.- № 1 (42). - С. 188-190

9. PavlovaO.V.  Networkinformaleducationasaglobalsocio-culturalinnovation/ О. Pavlova// Scientificenquiryinthecontemporary world: theoretical basics and innovative approach. Vol.3 Psychology and pedagogics. Research articles.- L&L Publishing Titusville, FL, USA,-Copyright 2012. С 156-160.

10.Павлова О.В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности / О.В. Павлова // Мир науки, культуры, образования – 2013. - № 1 (38). - С. 97-99

11. Павлова О.В. Игровой подход к информальному образованию/ О.В. Павлова // Мир науки, культуры, образования – 2013. - № 2 (39). -
С. 108-111

12.Занько С.Ф.   Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2 ч. / С. Ф. Занько, Ю. В. Тюнников, С. М. Тюнникова. - М.:Логос,1992.

13.Хейзинга Й. «В тени завтрашнего дня», Homo Ludens. М.,1992

14.  Марон А.Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых / А.Е. Марон,
Т.В. Закутняя // Человек и образование. - Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО. – 2015. - № 4 (45). -
С. 33-36

15. Герасимов Ю.Н. Шкала оценки вреда Чигирева / Серия книг: нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, 2012. – 20 с.