НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ  ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

 

Государства-участники СНГ взяли курс на активную интеграцию социальной, экономической, правовой и силовой сфер.  Основным условием успешной интеграции является вопрос совместной подготовки и применения кадров в пространстве СНГ.  При этом происходит постоянное возрастание роли человеческого фактора в решении экономических, социальных, правовых и оборонных задач государств-участников СНГ, что и   обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров, непрерывного образования взрослых и просветительской деятельности  в  государствах-участниках СНГ.  

Подготовка кадров, непрерывное образование взрослых, просветительская деятельность  – сложный и дорогостоящий процесс. Его сбалансированность и стабильность – залог хорошего качества подготовки кадров и образования взрослых. Наряду с этим образовательные учреждения СНГ должны готовить специалистов, не только успевающих за жизнью в сферах избранного ими труда, но и с учетом перспективы развития социальных государств СНГ, усиления вектора социального строительства государств и поэтапного ухода стран СНГ от либерального курса.  Важным вектором развития будущего стран СНГ видится выбор народами стран СНГ социалистического пути, уход от политики двойных моральных стандартов.

Важной тенденцией в развитии современного общества является смена парадигмы мышления взрослого человека. Во всем мире на смену экономическому человеку, ориентированному на личное обогащение любой ценой, человеку паразитическому, придет человек  социальный, гармонично сочетающий духовные и материальные ценности, человек нравственный, созидающий.

Смена парадигмы мышления взрослого человека с экономической на социальную произойдет благодаря  построению  общества нравственности и глубокой демократии.

Нравственность понимается как ориентированность личности и общества на твёрдые, незыблемые правила поведения, заключающиеся в непричинении ущерба себе, ближним и окружающей среде, в соблюдении баланса материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей.

Углубление  демократии – это глобальный диалог (дискурс) всех нравственных и квалифицированных взрослых (общественности и представителей власти).

В диалоге осуществляется нравственная оценка деятельности каждого взрослого, группы людей, любой организации и руководства страны. По результатам всестороннего дискурса взрослый, или группа людей, организация или руководитель, наносящие ущерб, становятся объектом большего воспитательного внимания со стороны общества и государства, их путь во власть приостанавливается, им выделяется больший объем созидательных задач, исполняя которые они должны заслужить доверие и авторитет у народа.

В случае, если деятельность взрослого, группы людей, организации или руководителя носит нравственный, созидательный характер, они поддерживаются обществом и государством, направляются на более ответственную руководящую работу во власти. 

Данные тенденции, приобретающие устойчивый характер, не могут быть не замеченными профессиональными организаторами подготовки кадров и образования взрослых. Подготовка кадров и образование взрослых СНГ должны обеспечивать  профессиональную мобильность и активную социальную позицию взрослого человека.  Это основное противоречие, требующее от систем высшего образования и образования взрослых стабильности и мобильности одновременно, с каждым днем становится все более ощутимым, обуславливает непрерывное совершенствование всей системы подготовки и применения кадров с областью практической деятельности взрослых стран СНГ.

  Однако совершенствование системы подготовки и применения кадров традиционными методами уже не дает нужных результатов. Несмотря на предпринятые усилия органами управления образованием стран СНГ, модернизация системы образования осуществляется медленно и в основном направлена на преемственность лучших традиций советского социалистического образования, сохранения научной, кадровой и материально-технической базы подготовки кадров. Из-за слабых связей образовательных учреждений с практической деятельностью взрослых в различных сферах труда и быта возможности образовательных учреждений по-прежнему являются определяющим фактом в постановке и достижении целей подготовки и повышения квалификации специалистов. Это противоречие обуславливает несоответствие уровня обучения и качества воспитания и просвещения требованиям практики, неоправданное дробление специальностей подготовки и повышения квалификации,  неэффективное использование специалистов и т.д.

В последнее время нет недостатка в декларациях и общих рассуждениях о необходимости новых подходов, комплексном характере перестройки начальной, средней и высшей школы. Ликвидацию негативных явлений часто связывают с переходом от советской системы образования к либеральной, рыночной системе образования. Однако данный путь, по мнению подавляющего большинства ученых-педагогов, является губительным для стран СНГ.  Известно, что в мире, в том числе и в каждой стране СНГ, нет концепции непрерывного образования, и ее разработка, а тем более внедрение – дело исключительно сложное.

Тем не менее, учитывая специфические условия государств-участников СНГ, уже назрела  объективная необходимость и предпосылки к разработке концепции непрерывной подготовки специалистов стран СНГ. Кроме того, образование взрослых по своему содержанию значительно шире, чем подготовка специалистов, так как включает в себя вопросы закрепления и развития нравственного мировоззрения взрослого человека, мотивации  социально-преобразующей деятельности взрослого как субъекта общественного развития, государственного строительства и местного самоуправления.  Образование специалистов как субъектов экономической, социальной, правовой и силовой сфер должно быть направленно на активное и нравственное преобразование социальной действительности.

Безнравственный специалист опасен для общества. Система же образования взрослых должна решить эту проблему – проблему подготовки нравственных кадров и их применения в интересах защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и законных прав и интересов граждан государств-участников СНГ, коллективной обороноспособности и безопасности государств-участников СНГ.

Для того чтобы придать образовательному пространству СНГ единый характер, необходима концепция, реализация которой в пространстве СНГ принесет  результат.  Социальные критерии оценки этого результата могут быть следующие:

1) соотношение количества рождений и смертей;

2) соотношение количества браков и разводов;

3) количество тяжких и особо тяжких преступлений (направленных против личности и экономических) на 1 тысячу населения;

4) количество самоубийств на 1 тысячу населения.

Данные критерии при положительном значении будут указывать на результативность подготовки и применения кадров в государствах-участниках СНГ или обращать внимание на бедственное положение дел в системе образования взрослых того или иного государства-участника СНГ.

Деятельность Государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской Академии образования» как базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности и будет направлена на разработку концепции непрерывного образования взрослых СНГ.

Эффективность использования ресурсов и возможностей стран СНГ может быть существенно улучшена за счет совершенствования трудового мастерства взрослых, повышения их профессиональной компетентности. Государствам-участникам СНГ нужен взрослый, нравственный специалист, способный грамотно эксплуатировать средства духовного и материального производства и обеспечения, на полную мощь использовать то, что заложено в их конструкции и основе. Кроме того, взрослый в роли руководителя любого ранга и звания должен обеспечить высокопрофессиональное руководство подчиненными, заслужить их уважение, глубоко изучить способности и личные качества каждого и на этой основе обеспечить резкое повышение отдачи в совершенствовании профессионального мастерства.

В этой связи одним из приоритетных направлений развития науки об образовании взрослых, Андрагогики, является поиск путей для эффективного решения проблем совершенствования системы подготовки и профессионального использования кадров, повышения действенности профессионального обучения и нравственного воспитания взрослых государств-участников СНГ. Именно здесь необходим решительный отказ от устаревших подходов, осуществление мер по упорядочению всего процесса образования взрослых при формировании единого образовательного пространства СНГ.

Подготовка и повышение квалификации кадров в учебных заведениях СНГ и практическая деятельность взрослых в различных сферах созидательного труда СНГ должны рассматриваться как единый и непрерывный процесс образования взрослых СНГ. Речь идет по сути о создании на базе существующей системы подготовки, профессионального использования и повышения квалификации специалистов СНГ системы непрерывного образования взрослых СНГ.  

 В наиболее привычной трактовке система непрерывного образования взрослых сводится к постоянной адаптации специалистов к изменяющимся требованиям деятельности, к их переподготовке и периодической подготовке в рамках формальной (курсы, сборы и т.д.), так и в рамках неформальной (самообразование, консультации и т.д.) системы подготовки.  В широком понимании система непрерывного образования взрослых представляет собой единство доподготовки, основной подготовки и повышения квалификации, единство обучения и практической деятельности взрослых. Это единство предполагает внедрение элементов реальной профессиональной деятельности и социальной практики (общественного самоуправления, местного самоуправления, общественной службы) в сферу системы подготовки уже на самых первых ее этапах, и наоборот, активное проникновение обучения в практическую деятельность взрослых. Тем самым профессиональная подготовка становится действительно непрерывным процессом, в котором сама  профессиональная деятельность служит повышению квалификации взрослых, или, другими словами, является элементом системы непрерывного образования взрослых.

Основной задачей системы непрерывного образования взрослых СНГ является обеспечение непрерывного воспроизводства кадров с требуемыми характеристиками. Ее создание представляет собой комплексную межгосударственную научную проблему. Основными идеями концепции непрерывного образования взрослых являются: 

- равная ответственность образовательных учреждений и работодателей за формирование специалиста – взрослого человека;

- интеграция подготовки и профессионального использования кадров;

- последовательность и преемственность подготовки на различных этапах жизненного цикла специалиста, кандидата наук, доктора наук;

- управление развитием личности взрослого на всех этапах подготовки и повышения квалификации;

- активность личности взрослого в процессе самоформирования;

- интеграция усилий всех лиц, задействованных в системе доподготовки, подготовки, повышения квалификации и профессионального использования, по изучению и формированию личности взрослого человека.

Существующая система подготовки кадров в странах СНГ не является в указанном смысле непрерывной. Несмотря на предпринимаемые усилия, подготовка в образовательных учреждениях все еще имеет недостаточную практическую направленность, в большей степени ориентирована на потребности и возможности самого образовательного учреждения (преподавателей, изучаемые дисциплины  и т.д.), опирается на собственное представление о том, какой специалист нужен для народного хозяйства  страны. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации в местах трудовой активности, – рабочих местах для взрослых, также далека от совершенства, а в ряде случаев полностью отсутствует, так как некоторые работодатели в условиях рынка стремятся избавиться от высококвалифицированных кадров, заменяя их техническими исполнителями со слабой общеобразовательной подготовкой.

Повышение квалификации взрослых носит эпизодический характер, не охватывает многих категорий специалистов. Все эти недостатки обусловлены, с одной стороны, ведомственной разобщенностью, недостаточной компетентностью некоторых должностных лиц, а с другой стороны – слабой разработанностью со стороны андрагогики многих теоретических и практических вопросов, связанных с подготовкой и использованием кадров.

Для перехода от существующей системы подготовки и профессионального использования специалистов к системе непрерывного образования взрослых, на наш взгляд, должно обеспечиваться выполнение ряда предпосылок, важнейшей из которых является постоянная и объективная оценка их профессионального соответствия на всех этапах жизненного цикла. 

Под термином «профессиональное соответствие» будем понимать категорию, отражающую, насколько качества (свойства) взрослого человека удовлетворяют по наличию и уровню развития требованиям, предъявляемым к нему профессиональной деятельностью. Он интуитивно понятен всем специалистам, занимающимся человеческим фактором, и является, по сути дела, обобщением известного термина «профессиональная пригодность», который традиционно употребляется в том же смысле лишь применительно к отдельным этапам функционирования специалистов, например к этапу комплектования образовательного учреждения, или выпуска. Термин «профессиональное соответствие» более общий, поскольку подразумевает оценивание взрослых на всем протяжении их жизненного цикла.

Необходимость оценить, насколько качества взрослого удовлетворяют требованиям действительности (учебной, профессиональной) или, другими словами, оценить его профессионального соответствие, возникает при решении различных проблем строительства народного хозяйства страны, государства, вооруженных сил и правоохранительных органов, органов законодательной власти и органов местного самоуправления, профессионального обучения и нравственного воспитания. Это планирование подготовки кадров страны, комплектования органов государственной, муниципальной власти, органов местного самоуправления,  комплектование войск и силовых структур и ведомств и оптимизация их профессионального использования, оценка качества комплектования органов управления на различных уровнях власти.

 Создание системы образования взрослых государств-участников СНГ также невозможно без разработки современного научно-методического аппарата оценивания и прогнозирования профессионального соответствия специалистов государств-участников СНГ.

Таким образом, эффективность функционирования взрослых СНГ может быть осуществлена путем создания системы непрерывного образования взрослых СНГ, основу которой должна составить единая система прогнозирования профессионального соответствия специалистов  стран СНГ. Кроме методов и методик прогнозирования последняя должна включать средства их реализации и соответствующие организационные формы получения и обработки релевантной информации. Такая система должна стать важнейшим элементом системы непрерывного образования взрослых, без которого её функционирование невозможно. Разработка теоретических основ  прогнозирования профессионального соответствия специалиста позволяет сделать первый шаг к созданию системы непрерывного образования взрослых государств-участников СНГ.

Создание на базе существующей системы подготовки и профессионального использования перспективной системы непрерывного образования взрослых и, соответственно, системы прогнозирования профессионального соответствия  специалиста (как необходимого условия перехода к системе непрерывного образования взрослых) предполагает, в свою очередь, выполнение следующих условий.

Во-первых, постоянное отслеживание динамики изменения требований деятельности к личностным качествам специалистов на всех этапах их жизненного цикла.

Во-вторых, создание методик и организационных форм для объективной оценки уровня развития личностных качеств специалистов.

 В-третьих, разработку научно-методического аппарата для оценки и прогнозирования того, насколько структура качеств личности конкретных специалистов адекватна требованиям профессиональной деятельности взрослых.

Особенности и требования профессиональной деятельности взрослых к специалистам выявляются путем ее моделирования. Объекты, функциональный состав, условия, в которых она протекает и т.д., находят отражение в модели деятельности взрослого, а требования к знаниям, умениям,  уровню развития личностных качеств индивидов – в модели специалиста. Обе эти модели в совокупности представляют обобщенную модель деятельности специалиста, которая разрабатывается для различных периодов его жизненного цикла, соответственно трансформируясь в модели кандидата, студента, курсанта, слушателя, выпускника по той или иной специальности, а также в модели деятельности взрослых по должностям.

Методы изучения деятельности для разработки обобщенной модели деятельности специалиста многообразны. Они включают анализ регламентирующих профессиональную деятельность взрослых документов, наблюдение, трудовой метод (изучающий выполняет функциональные обязанности специалиста), описание деятельности специалиста, самоотчеты специалиста, коллективное оценивание тех или иных аспектов экспертами, беседы со специалистами, анкетирование специалистов и объективную регистрацию процесса труда, выделение и анализ типовых ситуаций и т.д. Комплексное  применение перечисленных методов обеспечивает разработку обобщенной модели деятельности специалиста практически с любой наперед заданной степенью детализации, зависящей от специфики решаемых с помощью моделей задач.

Задачи моделирования полифункциональны. Важнейшей из них является определение целей и параметров учебно-воспитательного процесса, протекающего в системе непрерывного образования взрослых и обеспечивающего заданный уровень профессионального соответствия специалиста. Цели выступают как основные критерии отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Оценивание уровня развития личностных качеств специалиста, а также его знаний, умений и навыков, должно выполняться в системе моделирования личности и предполагает разработку соответствующих моделей – моделей личности специалиста.

Оценка того, насколько структура качеств специалиста удовлетворяет требованиям профессиональной деятельности взрослых или насколько достигнуты  цели учебно-воспитательного процесса, протекающего в системе непрерывного образования взрослых, должна осуществляться с помощью методов моделирования профессионального соответствия.

Широкое внедрение в практику новых методов управления кадрами в СНГ объективно необходимо.  Имевшая на протяжении многих лет место недооценка индивидуальных, духовных аспектов личности, игнорирование индивидуальных различий, недостаточный учет уровня подготовки и способностей людей в кадровой политике государств-участников СНГ резко снизили активность человеческого фактора. Тем самым был нанесен ущерб нравственному состоянию общества, ибо человек не может нормально развиваться без адекватной информации о своих собственных качествах и свойствах, без их объективной социальной оценки. Эта обратная связь стимулирует или тормозит развитие тех или иных сторон индивидуальности, а значит является объективно важной и для общества в целом, определяет состояние его нравственного здоровья.

Эффективной реализацией такой обратной связи и должна способствовать система непрерывного образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Содержание перехода от существующей системы подготовки и профессионального использования специалистов к системе непрерывного образования взрослых СНГ заключается в следующем:

1. Создание условий перехода от существующей системы подготовки и профессионального использования специалистов к системе непрерывного образования взрослых СНГ: постоянное изучение профессиональной деятельности взрослых; постоянный контроль профессионального соответствия специалистов; постоянное изучение уровней развития профессионально важных качеств специалистов.

2. Разработка методик моделирования деятельности взрослых, разработка методов агрегирования оценок профессионально важных качеств, разработка методов и методик профессиональной диагностики.

3. Создание обобщенных моделей деятельности взрослых, моделей профессионального соответствия, моделей личности специалиста.

4. Внедрение автоматизированной системы моделирования деятельности взрослых, разработка кадровых моделей отраслей народного хозяйства стран СНГ,  создание автоматизированных систем изучения личности специалиста.

Разработка и внедрение концепции непрерывного образования взрослых государств-участников СНГ в практику будет способствовать дальнейшему совершенствованию всей существующей системе подготовки и повышения квалификации специалистов в государствах-участниках СНГ.

 

Юнацкевич П.И. Непрерывное образование взрослых для государств-участников СНГ. - Санкт-Петербург, ИОВ МАСТ, 2017.

 

Юнацкевич Петр Иванович

Доктор педагогических наук

Институт образования взрослых