Положение

о научно-исследовательской лаборатории СНГ и ЕврАзЭС

 Института образования взрослых

 

 

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Научно-исследовательская лаборатория СНГ и ЕврАзЭС  Института образования взрослых (именуемая в дальнейшем – Лаборатория или НИЛ) является сетевым научно-исследовательским подразделением Института образования взрослых.

1.2. Лаборатория координирует деятельность Института образования взрослых в целях реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 22 мая 2009 года.

1.3. Лаборатория в своей деятельности руководствуется следующими правовыми актами Российской Федерации:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Федеральным Законом Российской Федерации «О науке и научно-технической политике»;

- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании;

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 26.06.1995 года «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;

- Уставом ИОВ РАО;

-   Уставом Содружества Независимых Государств;

-  решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ;

- международными договорами и соглашениями, заключенными в рамках СНГ;

- Концепцией развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, одобренной решением Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2006 года;

- Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года;

- Планом мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в  СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 мая 2009 года;

- Положением о Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности, утвержденной решением Совета Глав правительств государств-участников СНГ от 22 ноября 2007 года;

- Положением о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности  в Российской Федерации, утвержденным руководителем Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности от 14 января 2008 года;

- Положением о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации, утвержденном заместителем руководителя Базовой организации  государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений  07 марта 2008 года;

- Планом работы Комиссии по науке Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, утвержденным исполняющим обязанности Председателя Комиссии по науке Совета по сотрудничеству  в области образования государств-участников СНГ от 01 июля 2009 года.

1.4. Финансирование Лаборатории осуществляется за счет средств, предоставляемых Учредителем.

1.5. Численность работников Лаборатории в пределах выделенного финансирования и систему оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет Учредитель.

1.6. Лаборатория подотчетна в своей деятельности Учредителю, несет ответственность в соответствии с настоящим Положением за результаты своей научной, методической, образовательной просветительной, организационной и хозяйственной деятельности.

1.7. Лаборатория в пределах, установленных законодательством Содружества Независимых Государств, решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, Положением о Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности, законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, обладает гражданской правоспособностью, пользуется правами, вытекающими из положения о Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности, положения о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности в Российской Федеарции, положения о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений,  настоящего Положения.

Лаборатория  самостоятельно определяет  цели, задачи, направления научной, методической, образовательной, просветительской и организационной работы, подбор и расстановку кадров.

Лаборатория   самостоятельно формирует свою внебюджетную структуру и вносит в нее изменения, создает и ликвидирует свои внебюджетные структурные подразделения.

Лаборатория вправесамостоятельносоздавать ассоциации специалистов и исследователей, временные международные научные, методические, образовательные, просветительские коллективы и подразделения по направлениям работы Лаборатории.

1.8. Лаборатория вправе устанавливать и развивать связи с зарубежными и международными организациями, участвовать в их работе, быть участником различных ассоциаций и союзов. Лаборатория может выступать субъектом и участником научно-образовательных, социальных национальных и международных программ и проектов по реализации межправительственных соглашений, заключаемых на двухсторонней и многосторонней основе.

 

II. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2.1. Основной целью деятельности Лаборатории  является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний о развитии современного человека, общества и государства, закономерностях развития образования  взрослых и просветительской деятельности, постоянное обновление знаний в области образования взрослых и просветительской деятельности.

Лаборатория осуществляет научно-методическое, научно-этическое, организационное и кадровое обеспечение согласованного развития государств-участников Содружества Независимых Государств на основе образования взрослых и просветительской деятельности.

Лаборатория осуществляет развитие образования взрослых и просветительскую деятельность в интересах Российской Федерации за рубежом.

В своей деятельности Лаборатория  руководствуется также следующими целями:

а) разработка научных основ развития образования взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации  и за рубежом;

б) проведение фундаментальных и прикладных исследований в области образования взрослых, просветительской деятельности, профессиональной деятельности взрослых, образе жизни, этике и традициях взрослых;

в) координация исследовательской и экспериментальной деятельности международных учреждений и организаций в сфере образования взрослых и просветительской деятельности;

г) всемерное содействие развитию образования взрослых и просветительской деятельности  в Российской Федерации и за рубежом;

д) укрепление связей между наукой и практикой образования, воспитания, просвещения, содействие образовательной и профессиональной деятельности взрослых;

е) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования, разработка научно-этической системы образования взрослых и просветительской деятельности.

2.2. Предметом деятельности Лаборатории являются фундаментальные и прикладные исследования научных проблем в области:

а) образования взрослых и просветительской деятельности;

б) профессиональной деятельности взрослых;

в) социальной деятельности взрослых, технологий образования взрослых и просвещения, философии и методологии образования взрослых, качества образования взрослых, экономики образования взрослых, психологии образования взрослых,  информатизации образования взрослых и просветительской деятельности;

г) управленческой, хозяйственной и экономической деятельности взрослых;

д) гражданской деятельности взрослых;

е) мировоззрения и идеологии взрослого населения;

ж) преобразующей, созидательной, производительной деятельности взрослых;

з) нравственного развития человека, общества, государства и мирового сообщества;

и) деятельности взрослых в сфере государственного строительства и местного самоуправления, национальной безопасности;

к) законотворческой, правоохранительной, военной и полувоенной деятельности взрослых;

л) деятельности взрослых в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью;

м) деятельности взрослых в сфере недвижимости и оценки;

н) общественной и политической деятельности взрослых;

о) этики деятельности взрослых в различных сферах труда и быта;

п) деятельности взрослых в сфере семейного строительства, семейного обучения и воспитания;

р) деятельности взрослых в сфере исправления, наказания, принуждения, государственной и общественной безопасности;

с) деятельности взрослых в сфере духовного и материального производства и потребления;

т) образа и традиций жизни взрослых, этнической культуры взрослых, здоровья взрослых.  

2.3. Основными задачами деятельности Лаборатории  являются:

 а) изучение, обобщение, распространение опыта развития образования взрослых и просветительской деятельности Российской Федерации,  в других государствах - участниках СНГ, в других странах мирового сообщества;

б)  подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных работников Российской Федерации и других государств-участников СНГ в сфере образования взрослых и просветительской деятельности;

 в) разработка рекомендаций, методических, аналитических, информационных материалов по расширению возможностей для образования взрослых, выбора образовательных услуг, повышения их качества, а также по другим направлениям деятельности Института;

г) разработка научно-этической системы образования взрослых, образовательных и социальных технологий, средств и форм организации обучения, воспитания, перевоспитания, исправления и развития  взрослых;

д) участие в разработке и научном обеспечении государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования и науки в России и за рубежом;

е) подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;

ж) выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие творческому росту и нравственному развитию взрослых, формирование на их основе кадровых резервов, участвующих в системе непрерывного образования и просвещения;

з) развитие интеграции академической и вузовской науки, научно-методическое обеспечение системы подготовки и повышения квалификации взрослых в различных сферах труда и социальной практики;

и) укрепление научных связей и взаимодействия Института с государственными отраслевыми академиями наук, научными обществами, творческими союзами и другими организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования;

к) участие в проектировании, апробации и экспертизе образовательных инноваций и социальных технологий;

л) изучение и анализ достижений мировой науки и их использование в интересах Российской Федерации, обобщение и распространение прогрессивного опыта развития образования взрослых и просветительской деятельности,  науки об образовании взрослых и просвещении  в Российской Федерации и за рубежом;

м) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в разработке и реализации образовательной политики и политики просвещения;

н) развитие педагогики, психологии, социологии, образования взрослых и просвещения,  этики, дефектологии,  теории управления и других наук, обеспечивающих нравственный и культурный  рост человека, общества и государства;

о) научно-этическое обеспечение общества и государства, оказание научно-методической помощи взрослым в сфере семейного строительства, образования, просвещения и управления;

п) проведение исследовательской и законотворческой деятельности  по формированию модельного законодательства, реализации концепций и планов мероприятий государств-участников СНГ, АврАзЭС, Евросоюза, регионов России, местного самоуправления России;

р) экспертная и оценочная деятельность;

с) оказание услуг в сфере образования взрослых и просвещении;

т) производственная деятельность для материально-технического обеспечения  Института.

2.4. Лаборатория  в пределах своих полномочий принимает участие в определении приоритетных направлений развития фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим направлениям образования взрослых и просветительской деятельности, а также в разработке и реализации соответствующих приоритетных научных, социальных, национальных и международных  программ и проектов.

2.5. Основными видами деятельности Лаборатории являются:

а)         разрабатывать и реализовывать перспективные  научные программы  и  проекты;

б)        осуществлять обучение, подготовку и повышение квалификации научных и
практических   работников,   в   том   числе   иностранных, (соискательство, аспирантура, докторантура, стажировка и т.д.);

в) организовывать, проводить и обеспечивать коллективные и индивидуальные стажировки российских научных сотрудников, аспирантов,   школьников и студентов за
рубежом,   а   иностранных   граждан   -   в   России   и   странах   ближнего   зарубежья,
организовывать и осуществлять их бытовое, кадровое обеспечение;

г) определять основные направления фундаментальных исследований в области образования взрослых и смежных с ним наук;

д) выделять наиболее перспективные направления фундаментальных исследований, объединение усилий подразделений ИОВ МАС;

е) создавать научно-образовательные и научно-просветительские структуры;

ж) представлять интересы Российской Федерации в международных союзах, осуществлять связи с иностранными и международными учреждениями, участвовать в международных  программах, в работе международных организаций, в обмене специалистами и совместных исследованиях с иностранными партнерами;

з) осуществлять издательскую деятельность.

и) участвовать  в экспертизе учебников, учебных пособий, программ образования взрослых и просветительской деятельности, средств обучения и материально-технической базы образовательных учреждений, педагогических инноваций, содействовать  их широкому использованию;

к) осуществлять информационное обеспечение научных исследований, в том числе:

- обеспечивать деятельность научной библиотеки, музея;

- организовывать научные выставки;

- разрабатывать информационное обеспечение образования взрослых и просветительской деятельности;

-создавать базы данных об образовании взрослых.

- осуществлять массовое информирование и просвещение взрослых во всех сферах труда и социальной практики;

л) участвовать в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области образования, науки, научного творчества и охраны интеллектуальной собственности;

м) участвовать в реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

н) участвовать в реализации государственных, государственно-общественных, общественных проектов и программ Российской Федерации, направленных на развитие образования взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;

о) участвовать в  инновациях, методическом и кадровом обеспечении  согласованного развития государств-участников Содружества Независимых Государств;

п) осуществлять подготовку, переподготовку научно-педагогических кадров и повышение квалификации специалистов в области образования взрослых и просветительской деятельности для Российской Федерации и других государств-участников Содружества Независимых Государств;

р) проводить конгрессы, конференции, семинары, симпозиумы по проблемам развития образования взрослых и просветительской деятельности в России и других государствах - участниках СНГ.

2.6. Лаборатория ежегодно в установленном порядке представляет Учредителю отчеты о своей научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и хозяйственной  деятельности, о важнейших научных достижениях, полученных в ходе фундаментальных и прикладных исследований.

2.7. Лаборатория оказывает научно-методическую помощь  юридическим и физическим лицам, осуществляет научно-методическое сопровождение и обеспечение деятельности юридических и физических лиц.   

2.8. Лаборатория оказывает консультационные и иные услуги взрослым с различным уровнем профессиональной подготовки и социальной адаптации. Перечень, виды и условия выполнения работ и услуг, осуществляемых на договорной основе, определяются Лабораторией самостоятельно.

2.9. Лаборатория участвует в формировании нормативной, правовой базы образования взрослых и просветительской деятельности, научном обеспечении развития образования взрослых и просветительской деятельности, организационно-управленческом и финансовом обеспечении развития образования взрослых, просвещения, проведении согласованной политики в области подготовки кадров России и других государств-участников Содружества независимых Государств, информационном обеспечении образования взрослых и просветительской деятельности.

2.10. Лаборатория осуществляет международную деятельность, устанавливает связи с зарубежными партнерами, осуществляет совместную с ними деятельность, заключает необходимые договора и контракты, обеспечивает их реализацию.

2.11. Лаборатория осуществляет иные виды деятельности, отвечающие уставным целям ИОВ МАС и не запрещенные действующим законодательством.

 

III. УПРАВЛЕНИЕ

 

3.1. Управление Лабораторией осуществляется в соответствии с законодательством Содружества Независимых Государств, решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ,  Положением Учредителя  и настоящим Положением.

Органами управления Лабораторий являются:

а) Учредитель;

а) Заведующий лабораторией.

3.2. В компетенцию Учредителя входит:

а)  создание Лаборатории, обеспечение условий для функционирования и развития Института: предоставление недвижимости, имущества, аренды помещений за счет средств федерального бюджета;

б) утверждение Положения Лаборатории, не противоречащего уставу Учредителя, вносимых в устав Института изменений и дополнений;

в) назначение на должность Заведующего Лабораторией и освобождение его от должности;

г) утверждение  плана бюджетного финансирования Лаборатории;

д) утверждение реестров находящегося в пользование Лаборатории федерального имущества;

е) определение численности работников Лаборатории в пределах выделенного финансирования, систему оплаты труда, а также основные направления расходования полученных средств;

ж) заслушивание научных докладов сотрудников Лаборатории об их научной и научно-организационной деятельности;

з) принятие мер для использования результатов научно-исследовательских работ Лаборатории  в целях развития научно-методического обеспечения отечественного образования, внедрения научных достижений в практику;

и) утверждение ежегодных отчетов о научно-исследовательской деятельности Лаборатории.

3.3. В компетенцию заведующего Лабораторией входит:

а) осуществление непосредственного оперативного руководства деятельностью Лаборатории   на основе единоначалия и коллегиальности, заведующий несет полную ответственность за организацию его работы;

б) самостоятельное решение всех вопросов деятельности Лаборатории за исключением тех, которые отнесены действующим законодательством Российской Федерации, уставом Учредителя и настоящим Положением к компетенции Учредителя, Общего собрания трудового коллектива или Ученого совета Института;

в) распоряжение имуществом и средствами Лаборатории в установленном законодательством Российской Федерации, Уставом Учредителя и настоящим Положением порядке;

г) без доверенности действует и представляет интересы Лаборатории  в отношениях со всеми юридическими и физическими лицами, включая органы государственной законодательной, исполнительной и судебной властей, во всех учреждениях, предприятиях и организациях, как в России, так и за рубежом, подписывает от имени Лаборатории  договоры, протоколы и иные документы;

д) утверждает внебюджетную структуру Лаборатории;

е) утверждает все нормативные документы Лаборатории.

 

 

 

Заведующий лабораторией

Афанасьева Юлия Андреевна