Положение
о научно-исследовательской лаборатории СНГ и ЕврАзЭС
Института образования взрослых
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Научно-исследовательская лаборатория СНГ и ЕврАзЭС Института образования взрослых (именуемая в дальнейшем – Лаборатория или НИЛ) является сетевым научно-исследовательским подразделением Института образования взрослых.
1.2. Лаборатория координирует деятельность Института образования взрослых в целях реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 22 мая 2009 года.
1.3. Лаборатория в своей деятельности руководствуется следующими правовыми актами Российской Федерации:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным Законом Российской Федерации «О науке и научно-технической политике»;
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании;
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 26.06.1995 года «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;
- Уставом ИОВ РАО;
- Уставом Содружества Независимых Государств;
- решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ;
- международными договорами и соглашениями, заключенными в рамках СНГ;
- Концепцией развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, одобренной решением Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2006 года;
- Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года;
- Планом мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 мая 2009 года;
- Положением о Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности, утвержденной решением Совета Глав правительств государств-участников СНГ от 22 ноября 2007 года;
- Положением о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации, утвержденным руководителем Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности от 14 января 2008 года;
- Положением о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации, утвержденном заместителем руководителя Базовой организации государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений 07 марта 2008 года;
- Планом работы Комиссии по науке Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, утвержденным исполняющим обязанности Председателя Комиссии по науке Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ от 01 июля 2009 года.
1.4. Финансирование Лаборатории осуществляется за счет средств, предоставляемых Учредителем.
1.5. Численность работников Лаборатории в пределах выделенного финансирования и систему оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет Учредитель.
1.6. Лаборатория подотчетна в своей деятельности Учредителю, несет ответственность в соответствии с настоящим Положением за результаты своей научной, методической, образовательной просветительной, организационной и хозяйственной деятельности.
1.7. Лаборатория в пределах, установленных законодательством Содружества Независимых Государств, решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, Положением о Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности, законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, обладает гражданской правоспособностью, пользуется правами, вытекающими из положения о Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности, положения о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности в Российской Федеарции, положения о Филиале Базовой организации государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, настоящего Положения.
Лаборатория самостоятельно определяет цели, задачи, направления научной, методической, образовательной, просветительской и организационной работы, подбор и расстановку кадров.
Лаборатория самостоятельно формирует свою внебюджетную структуру и вносит в нее изменения, создает и ликвидирует свои внебюджетные структурные подразделения.
Лаборатория вправесамостоятельносоздавать ассоциации специалистов и исследователей, временные международные научные, методические, образовательные, просветительские коллективы и подразделения по направлениям работы Лаборатории.
1.8. Лаборатория вправе устанавливать и развивать связи с зарубежными и международными организациями, участвовать в их работе, быть участником различных ассоциаций и союзов. Лаборатория может выступать субъектом и участником научно-образовательных, социальных национальных и международных программ и проектов по реализации межправительственных соглашений, заключаемых на двухсторонней и многосторонней основе.
II. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основной целью деятельности Лаборатории является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний о развитии современного человека, общества и государства, закономерностях развития образования взрослых и просветительской деятельности, постоянное обновление знаний в области образования взрослых и просветительской деятельности.
Лаборатория осуществляет научно-методическое, научно-этическое, организационное и кадровое обеспечение согласованного развития государств-участников Содружества Независимых Государств на основе образования взрослых и просветительской деятельности.
Лаборатория осуществляет развитие образования взрослых и просветительскую деятельность в интересах Российской Федерации за рубежом.
В своей деятельности Лаборатория руководствуется также следующими целями:
а) разработка научных основ развития образования взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
б) проведение фундаментальных и прикладных исследований в области образования взрослых, просветительской деятельности, профессиональной деятельности взрослых, образе жизни, этике и традициях взрослых;
в) координация исследовательской и экспериментальной деятельности международных учреждений и организаций в сфере образования взрослых и просветительской деятельности;
г) всемерное содействие развитию образования взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
д) укрепление связей между наукой и практикой образования, воспитания, просвещения, содействие образовательной и профессиональной деятельности взрослых;
е) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования, разработка научно-этической системы образования взрослых и просветительской деятельности.
2.2. Предметом деятельности Лаборатории являются фундаментальные и прикладные исследования научных проблем в области:
а) образования взрослых и просветительской деятельности;
б) профессиональной деятельности взрослых;
в) социальной деятельности взрослых, технологий образования взрослых и просвещения, философии и методологии образования взрослых, качества образования взрослых, экономики образования взрослых, психологии образования взрослых, информатизации образования взрослых и просветительской деятельности;
г) управленческой, хозяйственной и экономической деятельности взрослых;
д) гражданской деятельности взрослых;
е) мировоззрения и идеологии взрослого населения;
ж) преобразующей, созидательной, производительной деятельности взрослых;
з) нравственного развития человека, общества, государства и мирового сообщества;
и) деятельности взрослых в сфере государственного строительства и местного самоуправления, национальной безопасности;
к) законотворческой, правоохранительной, военной и полувоенной деятельности взрослых;
л) деятельности взрослых в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью;
м) деятельности взрослых в сфере недвижимости и оценки;
н) общественной и политической деятельности взрослых;
о) этики деятельности взрослых в различных сферах труда и быта;
п) деятельности взрослых в сфере семейного строительства, семейного обучения и воспитания;
р) деятельности взрослых в сфере исправления, наказания, принуждения, государственной и общественной безопасности;
с) деятельности взрослых в сфере духовного и материального производства и потребления;
т) образа и традиций жизни взрослых, этнической культуры взрослых, здоровья взрослых.
2.3. Основными задачами деятельности Лаборатории являются:
а) изучение, обобщение, распространение опыта развития образования взрослых и просветительской деятельности Российской Федерации, в других государствах - участниках СНГ, в других странах мирового сообщества;
б) подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных работников Российской Федерации и других государств-участников СНГ в сфере образования взрослых и просветительской деятельности;
в) разработка рекомендаций, методических, аналитических, информационных материалов по расширению возможностей для образования взрослых, выбора образовательных услуг, повышения их качества, а также по другим направлениям деятельности Института;
г) разработка научно-этической системы образования взрослых, образовательных и социальных технологий, средств и форм организации обучения, воспитания, перевоспитания, исправления и развития взрослых;
д) участие в разработке и научном обеспечении государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования и науки в России и за рубежом;
е) подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;
ж) выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие творческому росту и нравственному развитию взрослых, формирование на их основе кадровых резервов, участвующих в системе непрерывного образования и просвещения;
з) развитие интеграции академической и вузовской науки, научно-методическое обеспечение системы подготовки и повышения квалификации взрослых в различных сферах труда и социальной практики;
и) укрепление научных связей и взаимодействия Института с государственными отраслевыми академиями наук, научными обществами, творческими союзами и другими организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования;
к) участие в проектировании, апробации и экспертизе образовательных инноваций и социальных технологий;
л) изучение и анализ достижений мировой науки и их использование в интересах Российской Федерации, обобщение и распространение прогрессивного опыта развития образования взрослых и просветительской деятельности, науки об образовании взрослых и просвещении в Российской Федерации и за рубежом;
м) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в разработке и реализации образовательной политики и политики просвещения;
н) развитие педагогики, психологии, социологии, образования взрослых и просвещения, этики, дефектологии, теории управления и других наук, обеспечивающих нравственный и культурный рост человека, общества и государства;
о) научно-этическое обеспечение общества и государства, оказание научно-методической помощи взрослым в сфере семейного строительства, образования, просвещения и управления;
п) проведение исследовательской и законотворческой деятельности по формированию модельного законодательства, реализации концепций и планов мероприятий государств-участников СНГ, АврАзЭС, Евросоюза, регионов России, местного самоуправления России;
р) экспертная и оценочная деятельность;
с) оказание услуг в сфере образования взрослых и просвещении;
т) производственная деятельность для материально-технического обеспечения Института.
2.4. Лаборатория в пределах своих полномочий принимает участие в определении приоритетных направлений развития фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим направлениям образования взрослых и просветительской деятельности, а также в разработке и реализации соответствующих приоритетных научных, социальных, национальных и международных программ и проектов.
2.5. Основными видами деятельности Лаборатории являются:
а) разрабатывать и реализовывать перспективные научные программы и проекты;
б) осуществлять обучение, подготовку и повышение квалификации научных и
практических работников, в том числе иностранных, (соискательство, аспирантура, докторантура, стажировка и т.д.);
в) организовывать, проводить и обеспечивать коллективные и индивидуальные стажировки российских научных сотрудников, аспирантов, школьников и студентов за
рубежом, а иностранных граждан - в России и странах ближнего зарубежья,
организовывать и осуществлять их бытовое, кадровое обеспечение;
г) определять основные направления фундаментальных исследований в области образования взрослых и смежных с ним наук;
д) выделять наиболее перспективные направления фундаментальных исследований, объединение усилий подразделений ИОВ МАС;
е) создавать научно-образовательные и научно-просветительские структуры;
ж) представлять интересы Российской Федерации в международных союзах, осуществлять связи с иностранными и международными учреждениями, участвовать в международных программах, в работе международных организаций, в обмене специалистами и совместных исследованиях с иностранными партнерами;
з) осуществлять издательскую деятельность.
и) участвовать в экспертизе учебников, учебных пособий, программ образования взрослых и просветительской деятельности, средств обучения и материально-технической базы образовательных учреждений, педагогических инноваций, содействовать их широкому использованию;
к) осуществлять информационное обеспечение научных исследований, в том числе:
- обеспечивать деятельность научной библиотеки, музея;
- организовывать научные выставки;
- разрабатывать информационное обеспечение образования взрослых и просветительской деятельности;
-создавать базы данных об образовании взрослых.
- осуществлять массовое информирование и просвещение взрослых во всех сферах труда и социальной практики;
л) участвовать в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области образования, науки, научного творчества и охраны интеллектуальной собственности;
м) участвовать в реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
н) участвовать в реализации государственных, государственно-общественных, общественных проектов и программ Российской Федерации, направленных на развитие образования взрослых и просветительской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
о) участвовать в инновациях, методическом и кадровом обеспечении согласованного развития государств-участников Содружества Независимых Государств;
п) осуществлять подготовку, переподготовку научно-педагогических кадров и повышение квалификации специалистов в области образования взрослых и просветительской деятельности для Российской Федерации и других государств-участников Содружества Независимых Государств;
р) проводить конгрессы, конференции, семинары, симпозиумы по проблемам развития образования взрослых и просветительской деятельности в России и других государствах - участниках СНГ.
2.6. Лаборатория ежегодно в установленном порядке представляет Учредителю отчеты о своей научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и хозяйственной деятельности, о важнейших научных достижениях, полученных в ходе фундаментальных и прикладных исследований.
2.7. Лаборатория оказывает научно-методическую помощь юридическим и физическим лицам, осуществляет научно-методическое сопровождение и обеспечение деятельности юридических и физических лиц.
2.8. Лаборатория оказывает консультационные и иные услуги взрослым с различным уровнем профессиональной подготовки и социальной адаптации. Перечень, виды и условия выполнения работ и услуг, осуществляемых на договорной основе, определяются Лабораторией самостоятельно.
2.9. Лаборатория участвует в формировании нормативной, правовой базы образования взрослых и просветительской деятельности, научном обеспечении развития образования взрослых и просветительской деятельности, организационно-управленческом и финансовом обеспечении развития образования взрослых, просвещения, проведении согласованной политики в области подготовки кадров России и других государств-участников Содружества независимых Государств, информационном обеспечении образования взрослых и просветительской деятельности.
2.10. Лаборатория осуществляет международную деятельность, устанавливает связи с зарубежными партнерами, осуществляет совместную с ними деятельность, заключает необходимые договора и контракты, обеспечивает их реализацию.
2.11. Лаборатория осуществляет иные виды деятельности, отвечающие уставным целям ИОВ МАС и не запрещенные действующим законодательством.
III. УПРАВЛЕНИЕ
3.1. Управление Лабораторией осуществляется в соответствии с законодательством Содружества Независимых Государств, решениями Совета Глав государств и Совета Глав Правительств СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, Положением Учредителя и настоящим Положением.
Органами управления Лабораторий являются:
а) Учредитель;
а) Заведующий лабораторией.
3.2. В компетенцию Учредителя входит:
а) создание Лаборатории, обеспечение условий для функционирования и развития Института: предоставление недвижимости, имущества, аренды помещений за счет средств федерального бюджета;
б) утверждение Положения Лаборатории, не противоречащего уставу Учредителя, вносимых в устав Института изменений и дополнений;
в) назначение на должность Заведующего Лабораторией и освобождение его от должности;
г) утверждение плана бюджетного финансирования Лаборатории;
д) утверждение реестров находящегося в пользование Лаборатории федерального имущества;
е) определение численности работников Лаборатории в пределах выделенного финансирования, систему оплаты труда, а также основные направления расходования полученных средств;
ж) заслушивание научных докладов сотрудников Лаборатории об их научной и научно-организационной деятельности;
з) принятие мер для использования результатов научно-исследовательских работ Лаборатории в целях развития научно-методического обеспечения отечественного образования, внедрения научных достижений в практику;
и) утверждение ежегодных отчетов о научно-исследовательской деятельности Лаборатории.
3.3. В компетенцию заведующего Лабораторией входит:
а) осуществление непосредственного оперативного руководства деятельностью Лаборатории на основе единоначалия и коллегиальности, заведующий несет полную ответственность за организацию его работы;
б) самостоятельное решение всех вопросов деятельности Лаборатории за исключением тех, которые отнесены действующим законодательством Российской Федерации, уставом Учредителя и настоящим Положением к компетенции Учредителя, Общего собрания трудового коллектива или Ученого совета Института;
в) распоряжение имуществом и средствами Лаборатории в установленном законодательством Российской Федерации, Уставом Учредителя и настоящим Положением порядке;
г) без доверенности действует и представляет интересы Лаборатории в отношениях со всеми юридическими и физическими лицами, включая органы государственной законодательной, исполнительной и судебной властей, во всех учреждениях, предприятиях и организациях, как в России, так и за рубежом, подписывает от имени Лаборатории договоры, протоколы и иные документы;
д) утверждает внебюджетную структуру Лаборатории;
е) утверждает все нормативные документы Лаборатории.
Заведующий лабораторией
Афанасьева Юлия Андреевна