2011 год

Институт образования взрослых Петровской академии наук и искусств реорганизован в Институт образования взрослых Международной академии социальных технологий (ИОВ МАС).

Международная академия социальных технологий - www.pan-i.ru.

Главным научным резльтатом работы Института образования взрослых Международной академии социальных технологий является разработка концепции нелетальной войны и новых направлений подготовки кадров для нелетального противоборства.

 

Концепция нелетальной войны

Сегодня в любом деле отсутствуют абсолютные начала – моральные, этические, нравственные ценности. Их нет и в новой модели войны – нелетельной войны или сетевой войны. Старая мораль, основанная на декларируемых общечеловеческих ценностях, рухнула, уступила место утилитарной, монетарной, прагматичной системе ценностей (Культ денег). Ключевыми проблемами современности остается организованная преступность и паразитический капитал, которые налагают мораторий на ведение термоядерной летальной войны и требуют новых и нелетальных решений.

Современный гражданин любого государства планеты не собирается отдавать свою жизнь за идеалы, пораженные двойными моральными стандартами. Уверовав в деньги как в Бога, заменив веру в Бога верой в Деньги, современный человек тратит всю свою энергию на захват материальных ресурсов. На планете случился нравственный холокост: баланс материальных и нематериальных ценностей нарушен в пользу диктата материальных ценностей, устремлений и действий по переделу планетарных ресурсов. Все моральные ценности деформированы примитивизацией мотивационной сферы современного человека, а именно – переход к модели, разработанной профессором Чигиревым В.А., которую мы условно назвали моделью «когнитивной крысы». Эта модель наиболее адекватна описанию человека, с которым случилась беда морального кризиса. В модели используется бихевиористический подход, при котором все человеческие потребности сводятся к трем компонентам – «ПРД»:

«П» – пища (современный эквивалент пищи – деньги), ее добыча любой ценой для обеспечения выживания;

«Р» – при наличии пищи (достаточного количества денег) – размножение, воспроизводство поколения и (или) монополия на лучших женщин и непрерывные половые развлечения;

«Д» – доминирование над другими, чтобы больше добывать денег и монополизировать лучших женщин и чинить собственный произвол, возводя свои желания в ранг закона и обязательства для исполнения другими социальными субъектами.

«Когнитивные крысы» воевать не собираются из-за угрозы потерять свою жизнь и здоровье, однако готовы вести ожесточенную войну нелетальными средствами, допускающими случайные летальные исходы и так называемые непланируемые самоубийства социальных субъектов.

Цель нелетальной войны– построение на планете открытого и свободного гражданского общества, состоящего из социальных субъектов (граждан, организаций, объединений, государств и международных союзов, содружеств и альянсов), созидающих и не наносящих вреда другим социальным субъектам ни мыслью, ни словом, ни делом.

Внутренний и внешний враггражданского общества – социальный паразит (актуальный и латентный), живущий за счет других и наносящий вред другим социальным субъектам (отдельным гражданам, организациям, объединениям, государствам и союзам) мыслью, словом и делом.

Оружие нелетальной войны: информационный концентратор;направленный дискурс; шалы вреда и угроз.

Шкалы оценки вреда и угроз разработаны профессором Чигиревым Виктором Анатольевичем и его военно-научной школой:

Отделение социальных технологий и общественной безопасности Международной академии социальных технологий (www.osbpani.spb.ru);

Институт социальных технологий (www.iovpani.spb.ru);

Центр военно-гуманитарных исследований (www.pan-i.ru);

Институт нравственности (www.inrav.ru).

Направленный дискурс разрушает или собирает любой квази – социальный субъект (организация, государство, объединения и союзы). Информационно-организационное оружие VI технологического уклада более эффективно и дешево по отношению к нейтронному оружию. Имуществу урон не наносится при разборке социального субъекта. При этом не допускается уничтожение любого социального субъекта, даже если это очевидный для общества социальный паразит. Каждый социальный субъект при его разборке разваливается на части, которые синтезируются в новый социальный субъект, исключающий паразитарное поведение на начальном этапе своего развития. И если социальная среда не позволит, то паразитарные тенденции так и останутся в скрытом, потенциальном состоянии. Тут боле уместно говорить о нравственном воспитании вновь созданных социальных субъектов – технологической реализации правила «Три С»: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом (информальном образовании).

Эффективное оружие Vтехнологического уклада – СМИ (средства массовой информации) для получения поражающего (нанесения вреда) эффекта осуществляют концентрацию распределенной толпы. Все рассеяны по разным местам, подключены к одному или нескольким каналам СМИ, не видят друг друга и получают дезинформацию и становятся объектами манипуляций. Данная технология приводит к так называемой смерти социального субъекта, т.е. когда социальный субъект перестает влиять на процессы управления собственной жизнедеятельностью, лишается позиций доминирования, существенно и постоянно ограничивается в реализации потребности размножаться и иметь лучших женщин, теряет объемы добычи денег, попросту, их не может никак получить.

Информационно-организационное оружие, или его конверсионная версия (высокие гуманитарные и социальные технологии, www.scicomcis.spb.ru, Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий) VI технологического уклада основаны на применении мобильных, виртуальных толп, которые в состоянии нанести поражающий удар такой силы, с которым не справится реальная толпа на улице. Также можно получить созидательный эффект, если использовать виртуальные толпы для нанесения удара по ризомоморфной социальной среде.

Под ризоморфной социальной средой мы понимаем социальную среду, стабильно нестабильно развивающуюся и самоорганизующуюся, игнорирующую любые попытки когнитивного управления, т.е. управления из единого центра.

Итогом нашей научно-практической работы в 2011 году является разработка доктрины тотальной нелетальной сетевой войны.

По итогам 2011 года мы предлагаем инструменты ведения глобальных нелетальных войн, соответствующие требованиям VIтехнологического уклада (собора и разбора социального субъекта).

Стратегия нелетальной войны: построение на планете открытого глобального гражданского общества, в котором субъект будет возрожден и решен вопрос ограничения организованной преступности и паразитического капитала.

Тактика нелетальной войны:минимизация угроз (организованной преступности и паразитического капитала) через массовую оценку вреда от каждого социального паразита (актуального или скрытого).

Оперативное искусство:конструирование информационных концентраторов на основе использования шкал оценки вреда и угроз.

Новый этап развития военной науки в 2012 году связан с разработкой и реализацией разработанных инструментов ведения глобальных нелетальных войн (информационных концентраторов, направленных дискурсов, шал вреда и угроз).

Как отмечает в своих исследованиях профессор Чигирев В.А., «социальные системы и среды неуправляемы, никто не знает, что будет завтра и что было вчера, а если и присмотреться, то никто не понимает, что происходит сегодня». Регулирующие воздействия на социальные среды осуществляются во временных плоскостях негативного гражданского согласия. Не построение ада на земле – задача современных специалистов по информационно-организационному оружию, высоким гуманитарным и социальным технологиям, - а избегание ада. Не отбор лучших в когнитивные центры управления, а отсекание худших – задача социальных технологов, социальных инженеров и социальных дизайнеров, – представителей новых профессий XXIвека.

Сегодня нужно обеспечить бескровный передел планетарных ресурсов, перейти от ручного управления – единого центра воли и произвола, - к сложным системам управления, отражающим противоречивую суть самого субъекта управления – динамическую и сугубо нелинейную (ризоморфную) социальную среду, состоящую из множества социальных субъектов. Поэтому важным компонентом информационно-организационного оружия VI технологического уклада является направленный дискурс, который обладает сложной и нелинейной структурой, тождественной объекту управленческих воздействий – ризоморфной социальной среде.

Применение в коммерческих и созидательных целях высоких гуманитарных и социальных технологий тесно связано с кластерным анализом и синтезом. Сборка нового социального субъекта, капитализация которого сопоставима с доходом экономики страны среднего уровня развития, осуществляется путем анализа кластеров и их синтеза, а далее – поддержание устойчивого развития в стабильно неустойчивой социальной среде. Причем период устойчивого развития тесно связан с объемом вреда, который данный социальный субъект в процессе своей жизнедеятельности наносит другим социальным субъектам.

Из-за непрогнозируемого феномена направленного дискурса, как показала практика наших исследований и экспериментов в 2011 году, возникают так называемые субъект-объектные переходы. Это когда организатор дискурса сам может стать объектом обсуждения и оценки вреда, что приведет к его быстрой социальной смерти. Поэтому социальные субъекты, связанные с процессами нанесения другим социальным субъектам вреда, не могут сами погружаться в дискурсивные процессы. Однако другие социальные субъекты могут легко и дешево применять к ним элементы информационного-организационного оружия и получать в итоге распад объекта своего воздействия.

Промежуточными итогами нелетальной войны является результат ограничения социального паразитизма конкретных субъектов, использующих организованную преступность и паразитический финансовый капитал для реализации своих «ПРД» (потребностей в получении денег, размножении и доминировании).

Нелетальные войны не направлены на уничтожение социальных паразитов. Это своеобразный культурный слой человечества, ликвидация которого равносильна самоубийству цивилизации. Социального паразита нельзя уничтожать, репрессировать, так как он генерирует важные социальные мифы, формирующие иллюзию стабильности и «предсказуемости» завтрашнего дня для других социальных субъектов. В этом плане новая война идет под следующим девизом «отказ от насилия как новый метод ведения войны». Несомненно и то, что те лидеры, которые проводят политику ликвидации социальных паразитов, убивают составляющих их граждан по разным «законным» основаниям – в целом ликвидируют тот жизненный слой в социальной среде, без которого эта среда распадется и приведет к очередной катастрофе.

В этом плане мы сторонники моратория на лишения человека жизни и создания новой правовой нормы, запрещающей ликвидировать организацию (которая стала квази-социальным субъектом, а не просто бюрократической фикцией или симулякром и практикаблем) любой формы собственности, пока ее не переформатируют в режиме самоуправления и саморегуляции ее члены. Организация, также как и человек, в современном мире должна получить право на свою жизнь и сохранение преемственности, традиционности. В ходе же ведения нелетальных войн именно организации становятся мишенью для информационных и организационных ударов. Функцию внутренней и внешней защиты организации выполняет дискурсивный процесс, запуск которого возможен при наличии соответствующих специалистов, о подготовке которых только начинают говорить:

- конфликтолог (или бакалавр / магистр конфликтологии);

- социальный технолог (или бакалавр / магистр социальных технологий);

- социальный инженер (или бакалавр / магистр социальной инженерии);

- социальный дизайнер (или бакалавр / магистр социальной инженерии;

- социальный доктор (или бакалавр / магистр социальной медицины);

- специалист по кластерному анализу и синтезу (или бакалавр / магистр кластерного анализа и синтеза).

Также при научном консультировании профессора Чигирева В.А. произошла апробация новых военных и правоохранительных специальностей.

Для национального ведомства обороны:

- военный конфликтолог (или бакалавр / магистр военно-гуманитарного профиля);

- военный социальный технолог (или бакалавр / магистр социальных технологий двойного назначения);

- военный аналитик (или бакалавр / магистр информационного противоборства);

- военный инженер - программист и администратор информационных систем национальной обороны (или бакалавр / магистр военного программирования и администрирования информационных систем национальной обороны);

- командир виртуальной боевой системы «Интеллектуальный танк», «Виртуальный вертолет», «Стратегическая информационно-организационная ракета»;

- командир системы информационного противоборства.

Для министерства внутренних дел:

- юрист - конфликтолог (или бакалавр / магистр уголовного / гражданского права и конфликтологии);

- юрист и специалист по практической этике (или бакалавр / магистр уголовного / гражданского права и практической этики);

- юрист и специалист по нравственному и правовому воспитанию взрослых (или бакалавр / магистр уголовного / гражданского права нравственного и правового воспитания взрослых);

- юрист - специалист по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом финансов (или бакалавр / магистр уголовного права и информационного противоборства организованной преступности и незаконному обороту финансов);

- юрист – программист и администратор информационных систем противоборства организованной преступности и незаконному обороту финансов (или бакалавр / магистр уголовного права, программирования и администрирования информационных систем противоборства организованной преступности и незаконному обороту финансов);

- юрист-инженер и администратор системы информационного противоборства преступлениям уголовной направленности.

- техник системы информационного противоборства преступлениям уголовной направленности.

Для подготовки таких специалистов ведущий специалист нашей академии профессор Чигирев В.А. разработал инновационные программы, которые мы планируем реализовать на практике в деловом партнерстве с образовательными организациями СНГ (www.cisedu.spb.ru), Российско-Белорусского Союза (www.intresint.spb.ru) и Евросоюза.

Для эффективного противостояния и нового вида сдерживания угроз в условиях сетевых нелетальных войн важен кадровый ресурс – новая элита общества, состоящая из граждан, способных порождать новые знания. В тотальных нелетальных войнах востребованы кадры, способные порождать новые знания. По сути – это катализаторы направленных дискурсов, - социальные инженеры построения и регулирования дискурсивных процессов, сборки информационных концентраторов и оценки вреда и угроз. Новая элита – это элита, обладающая способностью генерировать новые знания. Создание такой элиты для успешного сдерживания давления внешних социальных паразитов (паразитарного финансового капитала) – задача национальной безопасности любого квази-социального субъекта (государство, союз, содружество или альянс государств).

Реперными точками по производству кадров для национальной обороны в условиях тотальных нелетальных войн являются специализированные диссертационные советы. Привидение в определенный порядок специализированных диссертационных советов может дать не только кадровый ресурс нужного качества, но и выступить экономическим ресурсом, работа которого по объему денежных средств сопоставима с любым видом производства в реальном секторе экономики. Товаром здесь выступает «титулованная бумага», в которой отражается желаемый заказчиком уровень квалификации. Организация торговли такими бумагами строится по индивидуально адаптированному сценарию. Общие условия таковы: в совете должно быть несколько способных молодых людей, которые пишут квалификационные работы заказчикам и осуществляют их индивидуальную подготовку в соответствии с требованиями приобретаемой квалификации. Понятно, что логика требований от соискателя ученой степени реального вклада в науку является некорректной и убыточной. Молодой соискатель не обладает нужной экспериментальной, кадровой и финансовой базой для получения новых знаний. Также значительная часть лиц, претендующих на высокую оценку их креативных качеств и когнитивных свойств, по сути, являются весьма скромными лицами в интеллектуальном отношении. Здесь, по нашему мнению, более уместен традиционный подход, характерный для советской науки: важно воспитание кадров высокой квалификации, а не продвижение науки в ходе диссертационных исследований при скромной исследовательской базе соискателей ученых степеней. Если в советской научной школе на одного реального доктора наук приходилось десять докторов наук, которые «жевали» идеи креативной личности, которую обеспечивали профильным научно-исследовательским институтом и давали десятки кандидатов наук в качестве рабочих рук для реального доктора, чтобы тот мог дальше двигать советскую науку вперед. И эта система себя исторически оправдывала.

По оценке ряда экспертов, в советской научной школе 2% реально занимались генерированием новых знаний, а остальные осваивали эти знания и передавали их другим. Сегодня, при смене общественного строя, задача кадрового обеспечения сдерживания угроз новых тотальных нелетальных (и летальных локальных) войн формируется по другому. Чтобы иметь 2% креативных кадров, генерирующих новые знания, нужны также 98% средовых субъектов, на деньги которых реальные исследователи будут обеспечивать трудами и квалификационными документами заказчиков, и при этом получать средства на разработку новых знаний, составляющих контент высоких гуманитарных и социальных технологий двойного назначения.

Данное условие означает также и то, что коммерциализация специализированных диссертационных советов социально-экономически целесообразна для получения новой элиты, способной к качественной модерации в социальных сетях нового поколения и двойного назначения. Нова элита должна быть готова к несимметричному ответу на новые вызовы и угрозы национальной безопасности, обороноспособности государства. При этом важно, чтобы уровень благосостояния такой элиты не снижался и не был объектом передела других заинтересованных социальных субъектов. Вырастить такую элиту можно в национальных диссертационных советах, в которых предоставить творческим личностям такой график взаимодействия, при котором креативные кадры не будут сметены так называемыми «приступами жадности» или «чувством горя за успехи других людей». Важно обеспечить работу 1 генератора идей так, чтобы на него работало не менее 10 докторов наук и 40 кандидатов и 40 соискателей ученой степени кандидата наук. При соблюдении данного условия система национальной обороны будет получать нужного креативного кадра, который будет обеспечен исполнителями для получения новых знаний и использовании их при сборке нужных социальных субъектов с точки зрения экономики и национальной безопасности.

При применении по квази-социальному субъекту информационно-организационного оружия возникает хаос социальных субъектов, составляющих данный квази-субъект. Адекватная угрозам ориентация квази-социального субъекта в управляемом хаосе может осуществляться с помощью нравственного компаса: не наносит ли предполагаемое действие социального субъекта вред социальному субъекту и его членам.

Важным инструментом защиты квази-социального субъекта, который созидает и соблюдает правило «Три С», по мнению профессора Чигирева В.А., является стратегический дискурс с гражданским обществом, которым нужно заниматься и с точки зрения теории, и точки зрения практики и технологии.

 Итак, важным научным достижением 2011 года является разработка доктрины нелетальной войны и ее инструментов.

Исследование феномена социального паразитизма является, по нашему мнению, важной перспективной задачей, которую мы намерены решать в 2012 году.

 Перспективной задачей исследований Института образования взрослых Международной академии социальных технологий на 2012 год является также разработка общедоступных инструментов стратегического дискурса с гражданским обществом. 


 

2010 год

Доклад директора Института социальных технологий Юнацкевича Петра Ивановича, доктора педагогических наук

 

В 2010 году завершен переход от теоретических исследований в области образования взрослых к практическим работам по формированию качеств субъекта деятельности у граждан.   На базе Института  образования взрослых Петровской академии наук  и искусств создан Институт социальных технологий.

Изучен рынок образования взрослых и приняты решения о завершении финансирования фундаментальных исследований в области образования взрослых. В 2010 году введен и принцип конкурсности финансирования, который вскрыл низкое качество предложений по предлагаемым темам исследовательских работ.

В ходе мониторинга научных работ по образованию взрослых в 2010 году выявлен разрыв содержания данных работ и вызовов и угроз безопасности. По сути - это повторение идей 70-80-х годов прошлого века, заимствованные из западных источников.

Вместе с тем востребованными остаются практические разработки в области образования взрослых, связанные в большей степени с социальными технологиями или так называемой социальной инженерией.

Предметом социальных технологий выступает сборка, разборка и коррекция социальных субъектов (граждан, организаций, государств).  Социальные машины (основные социальные субъекты: семья, организованная группа, государство) работают со сбоями и нарушениями (развал, конкфликты, столкновения летального и нелетального характера). Сбои и нарушения в этих социальных машинах, которыми руководят взрослые, функциональны. Они заложены по сути.

Нами установлено, что дисфункция социальной машины не есть предвестник ее гибели.  Социальная машина питается противоречием, ею же созданным.  Тревожность взрослых, порождаемая некоторыми социальными машинами, является питательной средой для этих социальных субъектов.

Чем лучше разлад социальных субъектов, тем лучше работают социальные машины, которые "питаются" этим разладом. Отсюда креативность социальных дисфункций.

Условно говоря, если "собака лает - она не кусает", т.е. о подлинной катастрофе никто не знает и не говорит. А если активно говорят о возможных катастрофах, то лишь потому, чтобы создавать себе "питательную среду" и невротизировать взрослых, которые будут эту среду поддерживать.

"Знающий не говорит, а говорящий не знает".

Получется, что практика образования взрослых тесно связана с вопросом выживания и обеспечения добычи средств к существованию. Деньги для взрослого превратились в символическую пищу.  Он каждый день своего существования посвящает поиску этой пищи и делится ею только с теми, кто ему нужен. Однако зачастую, он приходит к выводу, что добытую пищу, т.е. деньги, нужно тратить по принципу "никому  и ничего".  Поведение по этой утилитарной логике создает социальные дисфункции и питает ими социальные машины.

"Сглаживание" социальных дисфункций осуществляется благодаря генерации социальных мифов, которые компенсируют социальное напряжение взрослых и переводят его в соматическую плоскость (заболеваемость, ранняя смертность, вымирание) или социальные конфликты ("битвы за материю и  пищу").

Например:

Миф об ответственности первого лица при полной его практической безответственности, чтобы ни случилось (пожары, войны, катастрофы, бедность, лишение или ограничение прав и свобод)

Миф о тождественности власти и личности (один руководитель всех умней, у него "особенный мозг", он "сверхчеловек" и т.п.). При этом нравственные качества  руководителя на порядок ниже качеств обычного гражданина, который как раз по этой причине и не может удержаться во властной иерархии.

Миф о том, что элита умнее большинства при равенстве всех ее физиологических и психических качеств, состояний, образований и свойств.

Миф о демократии, поддерживаемый атрибутами ее видимости  (симулякры выборов и делегирования властных полномочий граждан представительской власти).

Миф о том, что сегодня хуже чем вчера, при том, что несправедливость и всевласть денег была всегда.

Миф о том, что люди знают, куда идти. При этом никто ничего не знает, но занят невротизацией других социальных субъектов и добычей (законным изъятием) у них материальных средств.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что образование для взрослых - это способ получить и усовершенствовать инструменты выживания:

поиска и добычи денег ("пищи");

размножения и воспитания потомства;

доминирования над другими социальными субъектами.

 

Те образовательные структуры, которые в своих программах отражают компетенции выживания и дают инструментарий, обеспечивающий материальный результат - имеют будущее на  рынке образовательных услуг.

Информационное засорение образовательных программ сводит их к имитации процесса обучения и воспитания, и не дает взрослому человеку шансов сделать рывок в социальном и экономическом отношении.

 

Практическая задача образования взрослых - преодолеть разрыв между жизнью и процессами формального и дополнительного образования для взрослых.

Кроме того, взрослому нужны новые стандарты демократии, которые защитят его от агрессивных социальных машин, невротизирующих, угнетающих и эксплуатирующих его.

Взрослому также необходима идеология, в которую он верит, а не агрессивно навязанную СМИ, работодателем, силовым аппаратом, сектой.

Идеология нужна для преодоления отчуждения граждан, решения проблемы войны "всех против всех".   Взрослому для выживания нужна кооперация, а не конкуренция.  И сгладить противоречия конкуренции может идеологическое обеспечение.

Конструирование идеологического обеспечения и реализация его через педагогические системы, в том числе и через образование взрослых, является перспективным теоретическим и практическим направлением современного образования.

 


2009 год

Наука об образовании в Российской Федерации развивается в тесной связи с мировой наукой. Отмечая важные тенденции в мировой науке, можно видеть состояние и перспективы фундаментальных и прикладных наук, в том числе в области образования, в России.

Важным научным событием в мировой науке многие эксперты из Российской академии наук и Российской академии образования считают  выступление президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании Американской национальной академии наук. Данным выступлением декларировано наступление новой эры в развитии США и всего мира. Это  выступление по существу определяет траектории развития экономики Соединенных Штатов Америки и всего мира. Наука становится снова приоритетным занятием, и это может  помочь научным работникам, разрабатывающим науку об образовании,  выбрать направление при определении судьбы своих исследований и экономической деятельности.

После запусков Советским Союзом первого спутника и первого космонавта руководство Соединенных Штатов и американский народ признали превосходство русской науки и русской системы образования. Для ликвидации отставания были выделены гигантские ресурсы, и Америка обогнала Советский Союз, организовав шесть экспедиций на Луну с высадкой людей. Выполнение лунной программы резко усилило позиции США в области материаловедения, понимания роли водорода в техническом прогрессе, подняло на несколько ступенек микроэлектронику, физику полупроводников, космическую навигацию и инициировало исследования во всех направлениях науки, в том числе и в образовании.

Аналогичную программу Барак Обама изложил в своем выступлении. Кроме членов академии на этом собрании присутствовало все высшее руководство США: министры, все ведущие советники Белого дома и руководители инженерной, медицинской и других академий наук Соединенных Штатов.

Барак Обама отмечает, что  «в такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований — это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым необходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни».

Барак Обама приводит пример из истории США, ссылаясь на то, что сама Национальная академия была создана президентом Авраамом Линкольном в трудные годы Гражданской войны. В то критическое для новой республики время Линкольн отказался признать, что выживание является единственной целью новой Америки. Он создал академию, создал сельскохозяйственные колледжи, начал строительство трансконтинентальной железной дороги. Линкольн сказал: «Мы должны подливать масло коммерческого интереса в огонь человеческого гения, чтобы открывать новые и полезные вещи».

Говоря о науке и образовании, Барак Обама отметил, что «к сожалению, мы пришли именно к отставанию в науке и образовании.

За последнюю четверть столетия доля ВВП, расходуемая на финансирование естественных наук из федерального бюджета, упала почти в два раза. Мы неоднократно позволяли отменять налоговые льготы на исследования и эксперименты, столь необходимые для развития бизнеса и его инновационной деятельности. <…>

Использование открытий, совершенных полстолетия назад, питало наше процветание и успехи нашей страны в последующие полстолетия. Решения о поддержке науки, которые я принимаю сегодня, будут питать наши успехи в течение следующих 50 лет. Только так мы добьемся, что труд нынешнего поколения станет основой прогресса и процветания в XXI столетии в глазах наших детей и внуков.

Эта работа начинается с исторического решения о поддержке всего спектра фундаментальной науки и прикладных исследований, от научных лабораторий знаменитых университетов до испытательных площадок инновационных компаний.

На основании Закона о восстановлении и реинвестировании Америки и при поддержке Конгресса моя администрация уже обеспечивает крупнейшее в американской истории вливание средств в фундаментальные исследования. Это уже свершившийся факт.

В России на науку выделяется не более двух процентов бюджета, который составляет около двадцати процентов ВВП России. Учитывая, что ВВП России в десять раз меньше ВВП США, то совершенно ясно, что российская наука в следующие пятьдесят лет не обеспечит конкурентоспособность России не только в соревновании с США, но и в соревновании, например, с Португалией.

В настоящее время ВВП США составляет $14,3 трлн, ВВП России — $1,2 трлн. Вследствие этого в США расходы государства на науку будут составлять более $400 млрд, а расходы на науку в России — $6,4 млрд, при этом некоторые представители власти еще укоряют ученых в недостаточной отдаче.

Вместе с тем,  в России к фундаментальным наукам  относятся без должного внимания. Вместе с тем, в 2009 году в России произошел коренной перелом в отношении к науке об образовании.

Так, 15 мая, Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке Министерства иностранных дел России, а также Полномочных представителей Российской Федерации в СНГ,  руководства Исполнительного комитета СНГ создали Комиссию по науке, куда делегировали уполномоченных представителей государств-участников СНГ, сотрудников министерств образования и науки, а также государственных аттестационных комиссий.

Определены цели и задачи данной комиссии -  содействие созданию условий и механизмов формирования единого (общего) образовательного пространства государств – участников СНГ на основе:

  • сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации;
  • согласования требований, предъявляемых к соискателям ученых степеней и их научным публикациям;
  • совместного и согласованного развития науки об образовании;
  • взаимного признания дипломов кандидатов и докторов наук.

Основные задачи:

  • формирование нормативной правовой базы сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации, осуществление совместных и согласованных исследований в области образования;
  • научно-методическое обеспечение сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации, осуществление совместных и согласованных исследований в области образования;
  • организационно-управленческое и финансовое обеспечение сотрудничества в области подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования.

Финансирование совместных мероприятий работы Комиссии по науке  осуществляется заинтересованными государствами – участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах на соответствующие цели.

Поэтапная работа Комиссии по науке  предусматривает:

  • создание  системы сотрудничества в области  подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования  в государствах – участниках СНГ;
  • расширение взаимодействия государств – участников СНГ в сфере подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования;
  • взаимное признание государствами-участниками СНГ дипломов кандидатов и докторов наук.

Другим важным событием в изменении отношения к науке об образовании в России со стороны Правительства Российской Федерации является подготовка и утверждение вместе с другими правительствами государств-участников СНГ Плана мероприятий по реализации Концепции по развитию образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Председатель Правительства России В.В. Путин вместе и другими главами правительств государств-участников СНГ впервые в истории образования придал официальный статус образованию взрослых, выдвинув его на первый план в общем плане мероприятий по формированию единого образовательного пространства в СНГ, а также сотрудничеству в области науки и гуманитарной сферы.

Институт образования взрослых Петровской академии наук и искусств  разработал теоретические основы непрерывного образования, методологию комплексного исследования сферы образования взрослых, теоретические основы законодательства и  социально-экономических функций образования взрослых.

Институт теоретически обобщил результаты исследований социально-педагогических проблем образования безработных и инвалидов как социально незащищенных групп взрослого населения. Учеными института раскрыты особенности структуры систем образования безработных и инвалидов на современном этапе их развития, выявлена специфика функций и целей образования, рассматриваемого в качестве средства социализации личности, социальной и профессиональной реабилитации безработных и инвалидов.

Институт проводил  исследования в регионах России,  разрабатывал вопросы специфики обучения малых народов Севера, этнических групп Кавказа и Центральной Европы.  Учеными института разработаны вопросы  этнического просвещения для ряда регионов России, рассмотрены проблемы становления новых институтов образования взрослых и опыт нетрадиционных форм обучения рабочих, служащих и специалистов.

Учеными института впервые в педагогической теории рассмотрено новое направление – системное управление образованием взрослых, раскрыта его теоретическая и методологическая сущность, предложена концепция системного управления, где управление выступает как система, процесс и результат.

Институт проводил исследовательскую работу по проблеме политики в области образования взрослых. Учеными института всесторонне рассмотрено понятие образовательной политики, предложена модель ее анализа, уточнены основные тенденции политики применительно к образованию взрослых.

В институте обобщен опыт концептуальной разработки вопросов теории и  практики, связанных с правовым обеспечением эффективности образования взрослых. Охарактеризован комплекс современных проблем его развития, требующих законодательного решения. Ученые института раскрыли специфику образования взрослых как составной части современной системы образования, выработали рекомендации по формированию законодательства, способствующего более полной реализации его потенциальных возможностей.

В институте проводились исследования социологических проблем образования взрослых. Ученые института разработали вопросы роли образования в социализации взрослых на различных этапах их жизнедеятельности.  

Учеными института рассмотрен вопрос о ценностных ориентациях субъектов образовательного процесса, среди которых выделены социально-политические, интеллектуальные ценности образования, на развитие которых призван ориентироваться педагогический процесс, нравственные ценности образования и ценности профессиональной деятельности.

Выявить универсальный аксиологический смысл образования на протяжении всей жизни позволило его рассмотрение как атрибута человеческой цивилизации, как извечного свойства социальной формы движения материи. Значение образования определяется тем, что оно помогает взрослому войти в мир культуры и социальных отношений, реализовывать заключенные в его природе предпосылки к преобразованию окружающей действительности. Показано, что образование взрослых способствует реализации природы человека, и этом его смысл и социальная ценность.

Наиболее значимым результатом работы института выступает разработка теории и методологии формирования единого образовательного пространства  СНГ.

Учеными ИОВ ПАНИ научно обоснованы принципы образования взрослых, определена  цель  по созданию условий и механизмов формирования единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ на основе образования взрослых и просветительской деятельности.

Полученные научные результаты реализованы в государственной политике Российской Федерации и других государств-участников СНГ в области образования взрослых и использованы в нормативных законодательных актах.  Это значительный успех академического института отраслевой академии наук, результаты научной работы которого напрямую используются в нормативной законодательной базе России в сфере образования взрослых.

Важным результатом работы института выступает разработка комплексного  педагогического, психологического и медицинского подхода к медицинскому просвещению взрослых, страдающих сочетанной патологией, так называемых «проблемных больных». Разработан новый понятийный аппарат, позволяющий объединить через просветительскую деятельность усилия педагогов, воспитателей, психологов, руководителей и ученых отечественной медицины в направлении повышения эффективности формирования здорового образа жизни граждан.

Результаты комплексных педагогических, психологических и медицинских исследований, показали, что основным реальным и доступным способом улучшения качества и увеличения продолжительности активной жизни, а также профилактики преждевременного старения, является интегрированное педагогическое, психологическое и медицинское  воздействие на взрослого.  

В результате работы института был разработан интегрированный педагогический, психологический и медицинский подход к просвещению  взрослых.   

Перспективные фундаментальные исследования института направлены на разработку педагогических проблем образования и просвещения взрослого населения, а также пенсионеров и пожилых людей, лиц, нуждающихся в особых условиях получения образования и социальной защиты. 

Актуальным направлением исследований остается разработка теоретических и практических проблем создания единого образовательного пространства СНГ, а также теоретических и практических проблем интеграции в образовательное пространство ЕврАзЭС, ШОС, Евросоюза.   

Темы перспективных  научно-исследовательских работ ИОВ ПАНИ:

  1. Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования;
  2. Научно-методическое обеспечение формирования единого  образовательного пространства СНГ;
  3. Медицинское просвещение в системе образования взрослых;
  4. Экономическое образование взрослых в процессе модернизации профессионального образования;
  5. Развитие профессионально-технического образования в процессе модернизации предприятий реального сектора экономики.

Перспективной проблемой,  представляющей научный интерес, выступает исследование  педагогических возможностей реализации правового,  социально-экономического  потенциала личности через образование взрослых и просветительскую деятельность. 

Ученые института планируют научную разработку целого комплекса проблем и вопросов образования взрослых, вызванного последствиями мирового финансового кризиса и угрозами  XXI века. 

Перспективным и актуальным направлением фундаментальный исследований ИОВ ПАНИ нами считаются исследования в области интеграции  наук об образовании и медицинских наук, а также технических наук, юридических, психологических и экономических наук. Для этого институт осуществляет межотраслевые  фундаментальные исследования на внебюджетной основе.

По поручению Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ  институт на внебюджетной основе разрабатывает следующие темы:

  • развитие договорно-правовой базы по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов;
  • подготовка и проведение творческих конкурсов и олимпиад для молодежи по программированию и владению информационно-коммуникативными технологиями;
  • разработка единых методических рекомендаций по созданию учебных материалов в электронном виде;
  • разработка рекомендаций по развитию дистанционных образовательных технологий;
  • разработка рекомендаций по научно-этической оценке учебных и просветительских материалов в электронном виде;
  • совершенствование средств и методов информационных образовательных технологий, разработка информационного и  программного обеспечения информальной образовательной среды.

Представляет научный интерес, полученный институтом опыт, накопленный  в результате совместной работы с Северо-Западным государственным заочным техническим университетом.    Совместная научная и образовательная работа института и университета активно поддерживается ректором университета А.А. Кондратьевым.  В ходе данной разрабатывается  современный подход к безотрывному обучению кадров предприятий реального сектора экономики. 

В условиях конкуренции и рыночной экономики непрерывный характер производства требует непрерывности в подготовке, повышении и переподготовке взрослых, занятых в реальном секторе экономики без отрыва от производства.  В этой связи становится актуальным разработка и экспериментальная проверка эффективности концепции развития профессионально-технического образования взрослых на основе дополнительного образования работников предприятий без отрыва от производства.

Остаются не достаточно разработанными вопросы обеспечения профессиональной адаптации рабочей силы в условиях мирового финансового кризиса, спада экономики, инфляции, непрерывного роста цен, возрастания сложности и напряженности труда работников в частном и государственном секторах экономики.

Таким образом, направления научных исследований, осуществляемых и планируемых институтом, являются актуальными  и перспективными.

В заключении следует отметить, что институт активно сотрудничает  с Министерством образования и науки России.

Институт развивает исследования в области образования взрослых как комплексное научное направление педагогической науки, обеспечивает внедрение результатов фундаментальных исследований в реальный сектор экономики страны.

Работа по увязке направлений   фундаментальных исследований ИОВ ПАНИ и планов и интересов Правительства России в области образования взрослых  выступает важным условием дальнейшего развития науки об образовании взрослых и  перспектив деятельности института.

Итоги деятельности ИОВ ПАНИ в целом находятся в русле важнейших направлений деятельности государств-участников СНГ.