О.Ю.Латышев, ведущий научный сотрудник лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, кандидат филологических наук                          

 

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании учебного предмета «Технология»

интернатных учреждений для детей-сирот (Тезисы)

 

Образовательный процесс интернатных учреждений для детей-сирот имеет свои особенности. Он служит, главным образом, нуждам социализации и социальной адаптации воспитанников. Большое место в данном процессе отводится выработке у сирот как потребности в созидательном труде (воспитательный аспект), так и конкретных трудовых навыков (непосредственно в ходе обучения). То, что важную роль в обретении сиротами и потребности, и навыков будет играть предмет «Технология», характерной особенностью интернатных учреждений может и не являться. Акцент здесь, скорее, следует подразумевать в определяющем влиянии работ по данному предмету на сам адаптационный процесс в целом.

Для того чтобы такое влияние было позитивным, и, к тому же, не формально выраженным, предмет «Технология» должен преподаваться в интернатных учреждениях не только на уровне общего основного образования, но также иметь преемственные звенья в цикле дополнительного образования, внешкольной работы, воспитательной системы учреждения, концепции его развития. Однако даже при наиболее разветвленной образовательной схеме превалирование «технологии» по значимости над другими компонентами может остаться лишь благим пожеланием. Ведь штатному расписанию свойственно год от года только сокращаться.

К счастью, интенсифицировать работу по освоению «Технологии» способны помочь информационные и коммуникационные технологии. Использование их обеих ярко проявляется в организации дистанционного обучения «Технологии». Такое обучение через Интернет или интранет позволяет углубленно осваивать содержание предмета, наверстывать упущенное вследствие болезни или отставания от класса по другим причинам, а по ходу – еще и совершенствовать навыки коммуникации. Они пригодятся для еще более глубокой проработки выбранной нами дисциплины. Например, в отсутствие учителя при пропуске тем уроков, на каникулах, в лагере и т.д. Одним словом, в любой обстановке, где знания по технологии могут быть применены в реалиях жизни. Можно использовать чат для обсуждения хода создания, например, модели одежды, выпиленного лобзиком изделия декоративно-прикладного искусства и т.д. На сайте школы, либо на домашней страничке конкретного учащегося можно поместить заметки по ходу исследования, например, свойств материалов, из которого предполагается выполнить изделие, либо разместить галерею результатов работы. Для воспитанника сиротского учреждения, традиционно живущего в более закрытых условиях, нежели дети при родителях, такое представление его деятельности может дать ему дополнительную учебную мотивацию, повысить в нем самоуважение, как выработать особые дисциплинарные качества, так и развить в его сознании общечеловеческие ценности. Этому же будет способствовать и посещение сайтов других пользователей сети, где располагаются полезные для изучения курса материалы. Выбранные воспитанниками страницы из их числа могут и не относиться к электронным ресурсам учебного назначения. Однако и такие материалы способны увеличить образовательный результат, пусть даже опосредованно. В мире же информационных технологий пользу изучению «технологии» могут принести не только различные составляющие деятельности в коммуникационных сетях. Простейшие процессы – сканирования лекал, ксерокопирования выкроек, моделирования в чертежных компьютерных программах могут оказаться даже самодостаточны для того, чтобы в сознании воспитанника ИКТ и курса «Технологии» закрепились как взаимопреемственные субстанции. В результате чего дети-сироты по выпуске из интернатных учреждений могли бы применять их вкупе, что приведет к повышению эффективности их адаптации в обществе.