Дистанционная поддержка функционирования информационно-образовательной среды детского дома

 

Байер Елена Александровна, директор детского дома г. Азов Ростовской обл., к.п.н., доцент Открытого Евразийского института

Латышев Олег Юрьевич, в.н.с. лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО, к.филол.н., научный руководитель детского дома г. Азов Ростовской обл.

 

Дистанционная поддержка педагогических и ученических инициатив посредством ИТ – неотъемлемая часть функционирования информационно-образовательной среды детского дома. Мы исходим из понимания, что развитие информационно-образовательной среды идет в соответствии с появлением нового содержательного наполнения задач, решаемых коллективом детского дома в целом.

Так, в частности, нами была поставлена задача повышения уровня адаптируемости воспитанников и выпускников детского дома к условиям жизни в современном обществе, выражающегося в уровне их общего основного образования, а также приобретаемого впоследствии образования и профессионального самоопределения каждого члена коллектива воспитанников. Еще буквально несколько лет назад некоторые из наших выпускников садились на скамью подсудимых уже вскоре после выхода из детского дома, поскольку быстро попадали под влияние разнообразных криминальных структур. В плане же образования никто из них не шёл дальше ПТУ. Педагогический коллектив, состоящий из опытных, высокопрофессиональных педагогов, не мог смириться с тем, что асоциальные элементы оказывают на воспитанников и выпускников более ощутимое влияние, чем детский дом, и начался интенсивный поиск средств и методов исправления ситуации. В 2004 году детский дом г. Азова Ростовской области стал экспериментальной площадкой лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (зав., к.п.н. Ястребцева Елена Николаевна, научный руководитель – ведущий научный сотрудник, к.филол.н. Латышев Олег Юрьевич).

Началась экспериментальная работа по теме «Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей». Подписывая с институтом РАО договор о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе, мы понимали, что, несмотря на все наши титанические усилия, воспитанники детского дома в основном так и остаются социально незащищёнными детьми. Нужно было набраться мужества признать это без впадения в излишние амбиции, чтобы правильно понять точку, в которой все находимся, и наметить план действий по улучшению создавшегося положения.

Мы понимали, что именно недостаточная занятость рук и ума выпускников, а также неумение проявить силу характера, отстоять себя в сложный момент приводит их в асоциальные сети. И если помочь детям получить надлежащее образование, дать им почувствовать себя нужными обществу людьми, способными найти хорошую работу и надлежащим образом зарекомендовать себя на рабочем месте, то и социальная защищенность каждого такого выпускника непременно возрастёт. Более того, пройдя такой путь становления, они и сами уже в скором времени смогут помогать идущим следом воспитанникам. И не просто служить для них позитивным примером, но и принимать посильное участие в их жизнеустройстве. И не только своих младших братьев и сестёр, но и их сверстников.

Итак, в первую очередь, следовало подготовить воспитанников к получению более перспективного образования, чем могло бы дать ПТУ, при всём уважении к даваемому там образованию. Для этого было необходимо в сжатые сроки мотивировать детей к обучению на новом уровне, существенно подняв планку их образовательных интересов, сообразовать последине с индивидуальными возможностями каждого, выявить приоритетные направления работы с каждым потенциальным выпускником. Совокупные усилия со стороны администрации, научного руководства детского дома, воспитателей, психолога при непосредственном участии школьных учителей позволили провести задуманную работу качественно и достаточно быстро. Тандем психолога и социального педагога позволил наиболее четко определить профессиональную предрасположенность воспитанников, сформировать у них достаточные представления о выбираемой профессии, и о том, какие усилия необходимо предпринять для того чтобы ею овладеть.

На данном этапе нам хорошо помогли знания и умения, приобретенные сотрудниками детского дома во время обучения в Московском центре Федерации Интернет образования по проекту «Воспитатель.ру» с использованием программы корпорации «Intel» «Обучение для будущего». Наши сотрудники активно посещали (и сами создавали) сайты, посвященные проблематике ранней профессиональной ориентации учащихся, психолого-педагогическим аспектам профориентационной работы. Они вели обширную электронную переписку с сотрудниками интернатных учреждений России, входящих в Российскую Детдомовскую семью, стремясь обсудить с ними во всех подробностях задуманные мероприятия. Общались в чатах, участвовали в работе проблемных сетевых форумов. Мы не только не ограничились общением с коллегами из интернатных учреждений, но и прибегли к дистанционной помощи со стороны ряда научных работников из различных регионов России, которые не смогли лично присутствовать во время обсуждения наших проблем. Но посредством Интернет–технологий нам удалось получить эффект их присутствия в нашем дискуссионном кругу, что наложило свой позитивный отпечаток на последующие результаты работы. По существу, эта работа началась уже на курсах МЦ ФИО и РАПКиПРО в 2003 году, но еще год нам потребовался для того, чтобы взвесить все «за» и «против», и понять, как без малейших потерь для кого бы то ни было подступиться к решению заявляемой здесь проблемы.

Необходимо отметить, что поначалу мы рассчитывали на более широкий охват специалистов, с которыми можно было бы дистанционно консультироваться по нашей проблематике. Во всяком случае, адреса сайтов и электронной почты, дистанционных обучающих программ нам удалось найти у многих специалистов. Но реальное соприкосновение показало, что «на другом конце провода» в ряде случаев никого нет. Вероятно, адреса устарели, или закончилось грантообеспечение проектов по организации тех или иных дистанционных курсов, авторами-ведущими которых были заявлены искомые нами люди. Из соображений этики мы не приводим здесь сравнительных данных, с кем нам удалось установить контакт, с кем он оказался продуктивным, а с кем его не последовало вовсе. Ограничимся тем, что из большого количества Интернет-адресов нам удалось найти оптимум источников необходимой информации, а в ряде случаев – и получить «живые» комментарии от ее авторов.

К чему же мы пришли в результате такого общения? Главным образом, мы поняли, что ни техникумов, ни колледжей, ни, уж тем более, ВУЗов среди мест определения наших выпускников мы не увидим, если не ориентировать ещё девятиклассников на переход в десятый класс вместо подготовки их к поступлению в ПТУ. Для того чтобы дети захотели учиться и после девятого класса, необходимо было заинтересовать их в пользе процесса такого обучения для каждого из них индивидуально. Ведь ни для кого не составляет секрета, что большинство учащихся среди воспитанников детского дома теряет интерес к учёбе уже задолго до девятого класса. Почему это происходит? Во-первых, учителям, перегруженным интенсивностью реализации программ обучения, едва хватает времени для надлежащей работы с теми учениками, которым при подготовке домашних заданий, написании домашних контрольных работ и рефератов могут помочь родители. Если же в классе оказывается воспитанник детского дома, а тем – более – несколько таких учащихся, внимание учителя к ним оказывается  невольно слабее. И дело здесь не всегда в плохом, предвзятом отношении со стороны учителя именно к детдомовским детям. Просто, выбирая путь наименьших потерь, учитель преимущественно делает энерговложения в учащихся, которые быстрее приведут его к набору необходимых показателей для отчета перед администрацией школы. А без этого учителю, с точки зрения школьной администрации, в школе просто нечего будет делать в дальнейшем. Во-вторых, не уходит с повестки дня и такой сильный демотивирующий фактор, как глубокая педагогическая запущенность ряда воспитанников детского дома. Те из них, что даже при сохранном интеллекте попали в стены детского дома достаточно поздно, а до этого не имели возможности учиться по тем или иным причинам, очень быстро начинают понимать, что дистанция между ними и другими воспитанниками, и уж тем более «домашними» детьми в том же классе средней школы, очень велика. И хватит ли сил и желания для того, чтобы ее преодолеть, ребёнок еще не знает.

Пробудить в педагогически запущенном и демотивированном к учебе воспитаннике веру в то, что учёба может быть и осуществимой, и интересной, и в то же время полезной, показать, при помощи чего это достижимо, и было нашей основополагающей задачей. Нам были необходимы яркие, убедительные средства привлечения сознания учащихся к образовательному процессу. Далеко не первыми в числе таких средств виделись нам обычные учебники со скудным иллюстративным рядом, к тому же и не предполагающие учёта деятельностного подхода в обучении. Что могло составить им достойную альтернативу? Очевидно, электронные учебники и энциклопедии. Первые два года мы собирали их по принципу «с мира по нитке», И. конечно, не имели комплектов, включающих все учебники по одному предмету, для каждого класса, его изучающего. И, видимо, не потому, что плохо искали, или не имели достаточных средств для покупки. Их могло просто не быть среди разработанных на тот момент. Ведь такой вид средств обучения, как электронные учебники, в наше время не столько сам диктует содержание курса обучения в школе, или в каком бы то ни было другом образовательном учреждении, сколько появление его самого продиктовано реальными образовательными потребностями учащихся. А также и педагогов, готовых использовать средства обучения нового поколения. К слову, многие такие учебники и подготовлены силами учительских коллективов, если не отдельных учителей, в своё время столкнувшихся одновременно с нехваткой таких учебников, и невозможностью где-либо их найти.

И вот уже сама возможность рассматривать анимированные модели физических, химических, биологических объектов, движением мыши поворачивать в разные стороны и исследовать их по своему усмотрению, собирать электронные паззлы по темам учебных предметов и т.п. увлекла наших воспитанников ничуть не меньше, чем традиционные для компьютерных кабинетов «стрелялки» и «бродилки», дальше которых идут в занятиях за компьютером далеко не все дети. Тем интереснее, что содержание многих учебников предлагалось расширять за счёт постоянно обновляемых в Интернете статей. В данном отношении существенный шаг вперед сделан ООО «Кирилл и Мефодий» путем развития виртуальной школы КМ. До того как этот проект возглавила Елена Николаевна Ястребцева, к нему было много справедливых нареканий по вопросам качества учебного материала, в форме его подачи и организации, в сочетании с программно-аппаратными средствами, и т.д. С приходом в руководство «Виртуальной школы» Елены Николаевны как основоположника школьной медиатеки проект приобрёл новые позитивные свойства, что побудило обратить на него внимание широкого круга специалистов в области образования, практиков и учёных.

Информационно-методическая поддержка процесса ранней профессиональной ориентации детей-сирот также осуществляется за счет комплекса образовательных услуг, организуемых посредством «Медиатеки детского дома», которая поставляется в стены сиротских учреждений в рамках Федеральной программы информатизации. Об этом обширном комплекте электронных учебников, энциклопедий, развивающих игр и методических указаний к ним нами было уже немало сказано, в частности, в аспекте соответствия моделям профильного обучения. В данном аспекте такие комплекты и по-прежнему используются в практике работы с воспитанниками как нашего детского дома, так и других экспериментальных площадок лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО. Что же касается школ, где профильное обучение пока не стало основополагающим элементом организации образовательного процесса учреждения, то школы, где обучаются наши воспитанники, преимущественно принадлежат именно к их числу. Но и в этой ситуации нам удалось повернуть воспитанников лицом к школе, к обучению, и в минувшем учебном году они, например, достойно выступили по вопросам, связанным с изучением школьных предметов, на «Интеллектуальном марафоне» в Саранске, став его дипломантами и лауреатами. К слову, в этом реальном празднике знаний наши воспитанники прозвучали наравне с воспитанниками детского дома №3 города Шахты, который стал экспериментальной площадкой лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО за год до нашего детского дома.

Следует сказать, что привить интерес к учебным предметам нам помогли не только электронные учебники, энциклопедии и работа учащихся в Интернет. Среди форм работы, в которых учащимся и воспитанникам предстояло проявить себя, что называется, «от начала и до конца», наиболее перспективными нам представляется построение ими электронных презентаций по различным темам учебных предметов, внешкольной внеурочной деятельности, предметам ученических увлечений. Здесь воспитанники проявили много фантазии, смекалки, усидчивости и, что немаловажно – прямой заинтересованности в конечном результате труда. Этот вид деятельности, на первый взгляд не требует сторонней, дистанционной поддержки. Ребята, руководствуясь инструкциями программного пакета, прекрасно справляются и сами. Однако же и здесь необходимость в дистанционной поддержке всё же существует.  Представление презентаций в форме Интернет-публикаций, и последующее выставление их на сетевые конкурсы, фестивали, включение в состав действующих сайтов предусматривает наличие дистанционной поддержки со стороны, во-первых, устроителей сетевых фестивалей, конкурсов, олимпиад, держателей сайтов. В ходе чего происходит выяснение особенностей сетевых ресурсов, на которых презентационные материалы предстоит располагать. Во-вторых, в совместной работе с веб-мастерами таких сайтов предстоит понять некоторые особые условия, которые при этом следует соблюсти, как правило, технического характера.

Различные виды деятельности воспитанников в Интернет при дистанционной поддержке со стороны авторов и ведущих дистанционных курсов, их самостоятельная работа в Интернет в конечном итоге позволили нам в решении поставленных задач. Учащиеся старших классов обрели достаточную мотивацию к учебной деятельности и уверенность в том, что она будет проходить успешно и давать соответствующие результаты. Учителя, в классах которых учатся воспитанники детского дома, стали относиться к детдомовским воспитанникам не как к «балласту», а как к активным¸ деятельным учащимся, способным не только справляться с общим заданием, но и готовиться к конкурсам по направлениям учебных дисциплин.

Не прошло и трёх лет с начала нашей экспериментальной работы, а портрет выпускника детского дома существенно изменился. В первую очередь, что особенно отрадно, с повестки дня ушла преступность. У ребят уже нет времени отвлекаться на «добывание легкого хлеба». У них полным ходом идёт подготовка к сдаче экзаменов, ведь впереди – поступление в ВУЗы. 80% выпускников детского дома сейчас уже учатся в ВУЗах, в том числе – педагогических. Возможно, в скором времени кто-то из них вновь переступит порог детского дома, но уже не как гость и старший товарищ – хороший пример для растущих воспитанников, но и как потенциальный член детдомовского педагогического коллектива. Такой опыт в нашем коллективе уже есть.

Какие выводы могут стать обобщением сказанного? Мотивация учащихся интернатных учреждений к овладению предметными дисциплинами учебного курса общего основного  образования проистекает из включения в образовательный процесс учреждений форм учебной деятельности учащихся с электронными образовательными ресурсами на дисках и в сети Интернет, предполагающих превалирование деятельностного подхода в обучении над преподносящим. Такая работа наилучшим образом происходит в условиях дистанционной поддержки – как горизонтальной (из стен родственных учреждений, коллективы которых параллельно накапливают подобный опыт работы), так и вертикальной (со стороны разработчиков и ведущих учебных курсов, методистов, ученых, работающих над образовательной проблематикой).

Существенным компонентом информационно-методического обмена между сотрудниками интернатных учреждений различных направлений деятельности, из чего, собственно, и состоит «горизонтальная» форма дистанционной поддержки образовательного процесса детского дома,  является обсуждение и совместная доработка методических разработок в сети Интернет посредством Интернет-конференций – чатов, форумов, блогов и других форм сетевой активности учителей, воспитателей и методистов.

Верим, что дальнейшая работа в данном направлении может привести к стопроцентному поступлению выпускников детского дома в ВУЗ, а затем и обретения ими достойного места в жизни, становления нужными своей стране гражданами.